Носов Сергей Анатольевич |
|
р. 1957 г. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сергей Анатольевич НосовНосов Сергей Анатольевич [19.2.1957, Ленинград] — прозаик, драматург. Родился в семье инженеров. Окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения (1980) и заочное отделение Литературного института им. А.М.Горького (1988). Работал инженером, сторожем шахты метростроя, редактором в журнале «Костер» и на «Радио России». Начинал как поэт (первая публикация — «Аврора». 1980. №10. С.100-103). В 1979-80 член ЛИТО Глеба Семёнова. Участник поэтической антологии «Поздние петербуржцы» (СПб., 1995. С.141-153). Именно как «проза поэта» воспринята первая книга Носова «Внизу, под звездами» (Л., 1990): отмечалась «лирическая подоплека» его прозы, «суггестивность стиля» (рец.: Пурин А. [рубрика «Литературный календарь»] // Нева. 1990. №12. С.189). В 1992 активно сотрудничает с газетой «Литератор», где публикует стих, и рассказы, позже вошедшие в «Памятник Во Всем Виноватому» (СПб., 1994) — книгу, оставляющую впечатление мрачной и причудливой фантасмагории. Изображая эпоху перемен, Носов охотно прибегает к специфическому гротеску, природа которого не столько в утрировании действительности, сколько в выборе неожиданного ракурса для авторского взгляда на реальность. Частная жизнь на фоне событий мировой истории времен «холодной войны» изображена не без элементов пародии на мемуарную и «шпионскую» литературу в романе «Хозяйка истории» (фрагменты — Звезда. 1999. №5; полностью: СПб., 2000). В то время как большинство пишущих об этом романе находило его «смешным» или «очень смешным», Д.Ольшанский обратил внимание на отнюдь нешуточные читательские эмоции: «Важнейшая из них — почти тактильное прикосновение к липкому и крадущемуся Злу» в лице «монструозного ничтожества», упивающегося властью над другим человеком (Сегодня. 2001. 16 февр.). Роман попал в шорт-лист русского Букера (2001), вызвал много печатных откликов, часто внелитературного свойства, имел за пределами собственного текста своеобразное продолжение на страницах периодики, в частности, в ответах персонажа, самодовольного интеллектуала-графомана М.Подпругина, тем или иным литературным критикам. Действие романа «Член общества, или Голодное время» (СПб., 2001; годовая премия журнала «Октябрь» за 2000 по публикации в №5) происходит в Петербурге осенью 1991 в переломное для страны время, которому сопутствуют бытовые неурядицы, неразбериха, сумятица в головах и чувствах — «то ипохондрия, то эйфория». Несмотря на ярко выраженные социальные мотивы, произведение было прочитано прежде всего как «филологическое»; характерный отзыв: «Роман-палимпсест, написанный поверх всей петербургской ветви русской литературы» (Независимая газета. 2000. 20 окт.). «Носову удалось, казалось бы, невозможное — вписать в "петербургский текст" новую страницу, создав взрывчатую смесь из "Бобка" Достоевского, "Петербурга" Андрея Белого и "Гарпогианы" Вагинова» (Скидан А. «Версия письма» в новом формате // Петербург на Невском. 2001. №4. С.40). Фантасмагория провинциальных выборов предстает в романе «Дайте мне обезьяну» (М., 2001; М., 2003), попавшем в шорт-лист премии «Национальный бестселлер» (2002) и вызвавшем ряд противоположных оценок от крайне уничижительной реплики Н.Елисеева «никакой не роман» (Новый мир. 2002. №5) до апофеозной дефиниции Е.Лесина: «Что до романа, то он в целом гениален» (Книжное обозрение. 2001. 3 дек.). В 2005 Носов пишет роман «Грачи улетели» (опубл. 1-я часть под названием «Точки перегиба»: Звезда. 2005. №3) — иронически-философское повествование о современном искусстве, неожиданно ставшем «актуальным» для трех простых советских граждан. Автор ищет ответ на вечный вопрос о предназначении человека. Носов — автор около двух десятков пьес (кроме того, в соавторстве с поэтом Г.А.Григорьевым им написано большое число радиопьес, главным образом детских). Излюбленный жанр — трагикомедия. Для драматургии Носов характерны живой выразительный диалог, пренебрежение театральными условностями, парадоксальность. Налицо желание автора реабилитировать драматургию как род литры, ориентация не только на зрителя, но и на вдумчивого читателя; возможно, поэтому пьесы Носова охотно переиздают в различных сборниках и журналах. Наиболее успешная сценическая судьба у трагифарса «Дон Педро» (1993). Пьеса о дружбе-вражде двух современных стариков, ищущих спасение от ужасов повседневности в простодушном и наивном мифотворчестве, не сходит со сцены с 1996 (премьера: фестиваль камерной пьесы в Челябинске — самостоятельная работа актеров Алексея Петренко и Альберта Филозова, 1996; далее: Государственный академический театр комедии им. Н.П.Акимова, СПб., 1997 и др. постановки). По мнению В.Л.Топорова, творчество Носова «сочетает честность с забавностью, приятность с серьезностью, смех со слезами в пропорции, незатейливо предлагаемой самой жизнью» («Писатель завтрашней моды», предисл. к книге «Хозяйка истории». С.10). Л.С.Крон Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 674-675. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Внизу, под звездами: Рассказы и повесть. Л., 1990; Памятник Во Всем Виноватому: тексты для чтения. СПб., 1994; Хозяйка истории: роман. СПб., 2000; Член общества, или Голодное время: роман. СПб., 2000; Дайте мне обезьяну: Роман, рассказы, пьесы. М., 2001; Доска, или Встречи на Сенной: Быль-поэма с комментариями [в соавторстве с Г.А.Григорьевым]. СПб., 2003; Пьесы: Дон Педро. Путем Колумба // Драматург. 1995. №6; Берендей // Ландскрона. СПб., 1996; Времени вагон // Ландскрона. СПб., 1997; Джон Леннон, отец // Ландскрона. СПб., 1998; За стеклом // Мастерская драматургов. СПб., 2003; Табу, актер! // Современная драматургия. 2005. №2; Грачи улетели. СПб., 2005. Литература:Топоров В.Л. Сергей Носов: еще один роман года // Смена. 1999. №177-178; Урицкий А. Петербургский вариант // Независимая газета. 2000. №113; Славникова О. Экспансия. Опыт обозрения актуальной книжной серии // Новый мир. 2001. №6; Грякалов А.А., Грякалов И. А. Человек романа, или Спастись по-петербургски // Носов С. Член общества. СПб., 2000. С.213-227; Ольшанский Дм. В постели с Кассандрой // Сегодня. 2001. №36; Козлов Е. Неомифологизм в петербургской прозе девяностых // Звезда. 2001. №11; Рахаева Ю. Литер-А-торы и креаторы // Известия. 2001. 8 нояб.; Григорьев Г.А. Так вот кто во всем виноват! // Смена. 1994. 30 дек.; Скидан А. [Рец. на роман «Член общества, или Голодное время»] // Новая русская книга. 2001. №1. С.15-18; Лесин Е. Протрезвевшие // Книжное обозрение. 2001. №49. 3 дек.; Топоров В.Л. Сергей Носов людей не ест // Топоров В. Похороны Гулливера в стране лилипутов. СПб., 2002. С.147-152; Друговейко-Должанская С.В. Энциклопедия петербургской жизни // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 24 окт.; Белокурова С.П., Друговейко С.В. Город и герой (уроки по роману С.Носова «Член общества, или Голодное время», 11 -й класс) // Образ Петербурга на уроках литературы. СПб., 2003. С.248-275.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |