Никольский Николай Михайлович |
|
1877-1959 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Михайлович НикольскийНикольский Николай Михайлович (1(13).XI.1877 - 19.XI.1959) - советский историк религии, востоковед. Академик АН БССР (с 1931), чл.-корр. АН СССР (с 1946), заслуженный деятель наук БССР (с 1938). Сын и ученик М. В. Никольского. В 1900 году окончил Московский университет. В 1905-1906 годы годы, в период 1-й русской революции, работал в лекторской группе при МК РСДРП, с 1918 года - профессор Смоленского университета, с 1921 года - Белорусского государственного университета в Минске, с 1937 года - директор Института истории АН БССР. В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, вплоть до освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, находился в партизанском отряде им. С. Лазо, где продолжал научную работу. Никольский впервые познакомил широкие круги русских читателей с достижениями библейской критики, примкнув к школе Ю. Вельхаузена, углубляя и развивая его выводы. В своих трудах по истории Двуречья Никольский характеризовал шумеро-аккадское общество как феодальное и относил законы Хаммурапи к периоду предполагаемой отмены крепостного права в Вавилонии. Другие страны Древнего Востока Никольский также считал феодальными (позднее полупатриархальными-полуфеодальными). В 1938 году Никольский отказался от трактовки др.-вост. общества, как феодального, но подчеркивал также резкое отличие социальных форм этого общества от общества античного. В отличие от большинства сов. исследователей, Никольский считал, что все государства Древнего Востока (включая хеттское царство и финикийские города) являются типичными деспотиями. Никольский выдвигал тезис об исключительной устойчивости семейной и сельской общины на Востоке и утверждал, что от времени Хаммурапи до эпохи Великих Моголов (в Индии) структура восточного общества оставалась в основном неизменной и отличалась от структуры рабовладельческой и феодальной Европы. Никольскому принадлежат также исследования по истории русской церкви и по белорусскому фольклору. Никольский принимал активное участие в научно-атеистической пропаганде и в ряде популярных работ вскрывал социальные корни иудаизма и христианства. Д. Г. Редер. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967. Далее читайте:Историки (биографический справочник). Никольский Михаил Васильевич (1848-1917), русский историк, основоположник русской ассириологии, отец Н.М. Никольского. Сочинения:Израиль и Вавилон, "BE", 1910, в. 5-6; Древний Вавилон, М., 1913; Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908; Древний Израиль, 2 изд., М., 1922; Частное землевладение и землепользование в древнем Двуречье, Минск, 1948; Введение, в кн.: Ранович А. Б., Очерк истории древнееврейской религии, М., 1937; Значение проблемы общинного быта в Ассирии для изучения социально-экономич. истории Древнего Востока, Уч. зап. Белорус. ун-та, в. 14, 1953; Русская церковь до эпохи капитализма и раскол, "Воинствующий атеизм", 1931; No 2-3; История русской церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Spuren magischer Formeln in den Psalmen, Giessen, 1927. Литература:Лурье И. М., Сорокалетие научной и общественно-педагогич. деятельности Н. М. Никольского, "ВДИ", 1940, No 3-4; Постовская H. M., Изучение Древней истории Бл. Востока в Советском Союзе (1917-1959), М., 1961.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |