Николай Мефонский |
|
?-1166 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай МефонскийНиколай Мефонский — митрополит г. Мефона на Пелопоннесе, богослов, критик ереси Сотириха Пантевгена и латинского догмата об исхождении Святого Духа и от Сына (filioque). Дата рождения неизвестна, умер около 1165 г. Использованы материалы кн.: Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011. Николай Мефонский (Νικόλαος ό Μεθώνης) (ум. между 1157 и 1166) – византийский философ и церковный деятель. Во время христологических споров на соборах 1156 и 1157 выступил как защитник строгой ортодоксии против неоплатонических и западных влияний, выразившихся в христологии Сотириха Пантевгена, в полемике против которого Николай Мефонский отстаивал строго объективный онтологизм: «Мы говорим, что железо горячо, а лед холоден, потому, что они таковы на деле, а не потому, что мы мыслим их такими» (цит. по: Δημητρακόπουλος ’A., ’Εκκλησιαστικὴ Βιβλιοθήκη. Lpz., 1866, σ. 232). При этом Николай Мефонский усматривал в концепции Сотириха возрождение платоновского учения об идеях и сам в полемических целях ссылался на критику этого учения Аристотелем. Систематическому сведению счетов с той опасностью, которую представлял для византийской ортодоксии возрожденный Михаилом Пселлом неоплатонизм, посвящено «Разъяснение на «Основы богословия» Прокла» («Contra Proclum», ed. Th. Vömel. Frankfurt, 1825). Кроме того, Николай Мефонский участвовал в полемике с богомилами, составил «Вопросы и ответы» (’Ερωτήσεις καί ὰποκρίσεις, ed. J.Th. Vömel. – «Jahresbericht des Frankrartischen Gymnasium», 1925–26, S. 1–39) – догматический трактат, пропагандировавший тринитарные идеи патриарха Фотия. Метод философской аргументации Николая Мефонского обнаруживал сильное влияние аристотелизма Иоанна Дамаскина. С.С. Аверинцев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 90-91. Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:MPG, t. 135. Литература:Dräseke J. Nikolaos von Methone. – «Byzantinische Zeitschrift», 1892, Bd. 1, S. 438–78; Idem. Nikolaos von Methone als Bestreiter des Proklos. – «Theologische Studien und Kritiken», 1895, Heft 3, S. 589–616; Pachali H. Soterichos Panteugenes und Nikolaos von Methone. – «Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie», 1907, Jg 50, Heft 3, S. 347–74; Takakis B. La philosophie byzantine. P., 1949, p. 219–21; Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Münch., 1959, S. 624–26.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |