Никифор
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Никифор

?-1121

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Никифор

Никифор (ск. 1121), митрополит Киевский (1104—21), грек по происхождению, родом из г. Ликии Малоазийской. Играл заметную роль в событиях начала XII века. Участвовал в канонизации Феодосия Печерского в 1108 году, в перенесении мощей Бориса и Глеба в каменную церковь в Вышгороде в 1115 году. Наиболее тесные отношения сложились у Никифора с кн. Владимиром Всеволодовичем Мономахом. Есть основания считать, что митрополит был одним из главных инициаторов приглашения в 1113 Владимира Мономаха на княжение в Киев, т. к. именно он возглавлял торжественную встречу нового великого князя.

Митр. Никифор — автор двух посланий Владимиру Мономаху и послания кн. Муромскому Ярославу Святославичу.

С. Перевезенцев

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Никифор (ум. 1121) - киевский митрополит в 1103-1121 годы, грек по национальности. В 1113 году участвовал в решении вопроса о приглашении князя Владимира Мономаха для подавления восстания в Киеве. Автор 2 антикатолических посланий, обращенных к князю Владимиру Мономаху и волынскому князю Ярославу Святополковичу, а также послания к князю Владимиру Мономаху с предостережением его от поспешных опал, происходивших из-за доверия к клеветникам. Последнее послание является ценным источником для характеристики внутренней политики Владимира Мономаха и его личности.

В. Д. Назаров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Литература: Голубинский Е., История рус. церкви, 2 изд., т. 1, ч. 1, М., 1901.


Никифор (2-я пол. 11 в., Ликия, Малая Азия – 1121, Киев) – митрополит Киевский, автор посланий и поучений. Родом из Византии. Учился в Константинополе, как мыслитель сформировался в интеллектуальной среде, в которой господствовали идеи Михаила Пселла. Под 1104 летопись сообщает о поставлении Никифора митрополитом Руси. До нас дошло пять произведений, принадлежащих перу Никифора: два адресованы Владимиру Мономаху («Послание о посте и о воздержании чувств», «Послание от Никифора, Митрополита Киевского, к Владимиру, князю всея Руси... о разделении церквей на восточную и западную»), одно – волынскому и муромскому князю Ярославу Святославичу («Написание на латыну к Ярославу о ересях»), одно – не названному по имени князю и одно поучение, приуроченное к неделе сыропустной. В «Послании о посте и о воздержании чувств» тема поста служит поводом для отвлеченных философско-богословских размышлений о проблемах онтологии, гносеологии, психологии, этики и политики. В канву догматических рассуждений искусно вплетены экскурсы в античную мудрость. Касаясь соотношения души и плоти, телесного и бесплотного, Никифор исходит из принципа тесного взаимодействия души и тела, причем взаимодействия обоюдного. Душа взаимодействует с миром через слуг, коими являются пять чувственных телесных органов (очи, слух, обоняние, осязание и «вкушение»). На основании данных чувств «князь»-разум способен познать мир, а правильное использование разума ведет к разумению Бога. Источником знаний, в т.ч. и о божественном, оказываются чувства и разум. В послании создан идеальный образ государства, уподобленного некоей антропоморфной модели, где тело страны подчинено властной душе. Руководство осуществляет ум, символизирующий княжескую власть. Он действует через своих слуг, которые уподобляются органам чувств – глазам, ушам или рукам власти. В целом моделируется образ социального организма, действующего по законам живого, по общему с живыми разумными существами принципу гармонии духовного и плотского начал.

В. В. Мильков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 86-87.


Никифор (2-я пол. XI в. - 1121) - религиозный писатель и мыслитель, митрополит Киевский. Родом из Ликии (Малая Азия). На формирование его взглядов несомненно оказал влияние Михаил Пселл (1018-1096/1097), возглавлявший константинопольскую философскую школу, в то время, когда Никифор проходил обучение в столице Византии. Творчество Никифора несет на себе явный отпечаток платонизма, столь характерного для Пселла и его окружения. Следуя традициям теологического рационализма, Никифор примирял философию с богословием, используя идеи древних философов для обоснования доктрин православия. Никифор вряд ли принадлежал к византийской элите, ибо получил хотя и важное в политическом плане, но непрестижное назначение в далекую, едва затронутую христианизацией страну. О деталях карьеры Никифора на Руси мы имеем весьма скудные сведения. Будучи избран князем и собором епископов митрополитом в 1096 году (до этого был епископом Полоцким), он до самой смерти выполнял обязанности верховного пастыря.

До нас дошло пять принадлежащих перу Никифора произведений: два адресованы Владимиру Мономаху («Послание о посте и о воздержании чувств», «Послание от Никифора митрополита Киевского к Владимиру князю всея Руси... о разделении церквей на восточную и западную»), одно волынскому князю Ярославу Святополковичу («Написание на латыну к Ярославу о ересях»), одно - неназванному по имени князю и одно поучение, приуроченное к неделе сыропустной. В целом это довольно цельная подборка наставлений, касающихся религиозного значения поста и опасности латинства. Вместе с тем творческую манеру Никифора отличает не внешний риторический блеск и не назидания по множеству частных религиозных вопросов, но глубокая проработка доктринальных проблем, а также тонкий, витиеватый, понятный только подготовленному человеку ход мыслей. Так, в «Послании о посте и о воздержании чувств» тема поста служит лишь поводом для отвлеченных философско-богословских рассуждений, в канву которых искусно вплетены экскурсы в античную мудрость, «хитрословесные» рассуждения о соотношении души и тела, природе добра и зла.

Решая проблему соотношения души и плоти, телесного и бесплотного, а в конечном счете, понимания божественного и земного, Никифор развивает мысль о двойственности бытия, Разумное и духовное начало характеризуется им как божественное и бесплотное по своему естеству, плотское же начало наделяется неразумными греховными качествами. В отличие от довольно распространенной дуальной церковной трактовки, сводившей оба начала к состоянию противоборства и изолированного самобытия, автор «Послания» исходит из принципа тесного их взаимодействия, уравнивающего материю и дух. Примером такого благодатного взаимодействия и является, по его мнению, пост, легкой пищей укрощающий телесные страсти и открывающий духу власть над телом. Сближая дух и плоть, Никифор делает вывод, что проявление зла как качества тварного мира тесно перемешано с добром как свойством мира духовного. Зло и добродетель, по его убеждению, так же неразделимы в бытии, как в сущностном плане неразрывны материальное и духовное. Таким ходом мысли дуальность мироздания, на которой зиждется доктрина ортодоксальности христианства, в значительной степени преодолевается, и автор в соответствии с принципами платонизма встает на позицию гармонизированного восприятия бытия. Эта же онтология лежит в основе трактовки механизма познания. Душа, по Никифору, взаимодействует с миром через слуг, коими являются пять чувственных телесных органов (очи, слух, обоняние, осязание и «вкушение»). Бесплотная душа помещается в голове вместе с умом - «воеводой чувств и светлым разумным оком». «Князь» и «воевода» чувств - это образные уподобления разума, определяющие высшее качество души. На основании данных чувств «князь» - разум способен познать невидимый мир, а правильное использование разума ведет к разумению Бога. Механизм познания бестелесного и неосязаемого сводится к формуле - «по творению познай Творца». Источником знаний, в т. ч. и о божественном, оказываются чувства и разум. Характерно, что в тексте откровение вообще не фигурирует в качестве источника знания. В Послании Никифора отразилось платоновское учение о трехчастной душе, которое позднее получило широкую известность на Руси благодаря творениям Иоанна Дамаскина.

Высшая сила души представлена «словесным» началом, т. е. умом, который руководит поведением человека. «Яростное», или чувственное, начало управляет страстями и эмоциями. Это требующий подавления источник низменных инстинктов, возбудитель злобы, зависти и других осуждаемых с нравственных позиций страстей. «Желанное» начало отождествляется с волей, которая направляет человеческие действия. С помощью воли разумное начало управляет инстинктивной сферой «яростного», нуждающегося в подавлении. Хотя в иерархическом членении трех душевных сил разуму отводится верховное место, он определяется источником как благоверия, так и зловерия, обнажающего «болезнь разума». С другой стороны, не все «яростные» инстинкты порочны, например, богоугоден праведный гнев, направленный против зловерия. Связующим звеном между высшими и низшими силами души является воля. Взаимодействие всех душевных сил направлено на гармонизацию бытия, на преодоление его разорванности. В оценках поступков и событий Никифор, по-видимому, склонялся к фатализму. Напр., рисуя в комплиментарных чертах высокий нравственный облик Мономаха, митрополит приписывает все его достоинства божественному предопределению. В Послании создан идеальный образ государства, уподобленного некоей антропоморфной модели, где тело страны подчинено властной душе. Руководство осуществляет ум, символизирующий княжескую власть. Он действует через своих слуг, которые уподобляются органам чувств.

В основу идеального образа государственного организма Никифор закладывает общий с живыми разумными существами принцип гармонизации духовного и плотского начал. Поэтому пост так же плодотворно может повлиять на совершенствование и исправление властной души (т. е. на поступки князя), как он влияет на очищение человеческих душ. Переключаясь с теории на конкретно-исторический план, Никифор дает оценку правления Мономаха, анализирует конкретные действия власти, исходя из сформулированных им принципов Автор предупреждает, что власть в грехе проявляет себя как грубая телесная сила, яростное начало которой призваны сдерживать религиозные предписания и советы духовных наставников. Античный след, оставленный Никифором в культуре Древней Руси, - свидетельство причастности древнегреческие традиции к отечественной мысли. Мировоззренчески родственные «Посланию» Никифора идеи содержались в логико-философских главах «Изборника 1073 года», в «Шестодневе» Иоанна экзарха Болгарского, и ряде др. текстов. Они характеризовали веротерпимое, жизнеутверждающее, открытое знаниям течение мысли, враждебное мистическому и иррационалистическому направлению в древнерусском христианстве.

В.В. Мильков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 414-415.

Сочинения: Послания митрополита Никифора. М., 2000; Творения митрополита Никифора. М., 2006; Соч. митрополита Никифора / ггодгот. текста В. В. Милькова, С. В. Мильковой, перев. С. М. Полянского, коммент. В. В. Милькова, С. В. Мильковой, А. И. Макарова, С. М. Полянского//Митрополит Никифор (Сер. «Памятники древнерусской мысли»: исследования и тексты. Вып. V). Спб., 2007.

Литература: Клайдович К. Ф. Русские достопамятности. М., 1815. Ч. I. С. 59-75; Он же. Памятники российской словесности XII века. М., 1821. С. 157-163; Макарий. История русской церкви. Спб., 1868. Т. 2. С. 320-330; Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1, 1-я пол. М . 1901. С. 857-859; Златоструй. М., 1990. С. 170-178; Орлов А. С. Владимир Мономах. М.; Л., 1946. С. 47-53; Громов М. Н. Об одном памятнике древнерусской письменности XII века // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1975. № 3. С. 58-67; Громов М. К. Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-Х VII веков. М., 1990. С. 82-87; Полянский С. М. Религиозно-философская проблематика в «Послании о посте» митрополита Никифора // Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли. М., 2000. С. 270-306; Он же. Богословско-философские взгляды митрополита Никифора // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2001. № 2. С. 97-108; Мильков В. В., Полянский С. М. Никифор - выдающийся мыслитель Древней Руси // Митрополит Никифор (Сер. «Памятники древнерусской мысли»: исследования и тексты Вып. V). Спб., 2007.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Христианские деятели: | АВ | ВА | ДАИАКАМАНАПАСА | ФА

Сочинения:

Послания митрополита Никифора. М., 2000;

Творения митрополита Никифора. М., 2006;

Соч. митрополита Никифора / подгот. текста В. В. Милькова, С. В. Мильковой, перев. С. М. Полянского, коммент. В. В. Милькова, С. В. Мильковой, А. И. Макарова, С. М. Полянского//Митрополит Никифор (Сер. «Памятники древнерусской мысли»: исследования и тексты. Вып. V). Спб., 2007.

Литература:

Безобразова М.В. Послание митрополита Никифора. – «Известия Отделения русского языка и словесности АН». СПб., 1898, т. 3, кн. 4;

Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1, 1-я пол. М . 1901. С. 857-859;

Голубинский Е.Е. История Русской Церкви, т. 1, 1-я пол. М., 1902;

Громов M.H. Об одном памятнике древнерусской письменности 12 в. – «Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия», 1975, №3.

Клайдович К. Ф. Русские достопамятности. М., 1815. Ч. I. С. 59-75;

Клайдович К. Ф.  Памятники российской словесности XII века. М., 1821. С. 157-163;

Макарий. История русской церкви. Спб., 1868. Т. 2. С. 320-330;

Златоструй. М., 1990. С. 170-178;

Орлов А. С. Владимир Мономах. М.; Л., 1946. С. 47-53;

Громов М. Н. Об одном памятнике древнерусской письменности XII века // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1975. № 3. С. 58-67;

Громов М. К. Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-Х VII веков. М., 1990. С. 82-87;

Полянский С. М. Религиозно-философская проблематика в «Послании о посте» митрополита Никифора // Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли. М., 2000. С. 270-306;

Полянский С. М. Богословско-философские взгляды митрополита Никифора // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2001. № 2. С. 97-108;

Мильков В. В., Полянский С. М. Никифор - выдающийся мыслитель Древней Руси // Митрополит Никифор (Сер. «Памятники древнерусской мысли»: исследования и тексты Вып. V). Спб., 2007.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС