Ницше Фридрих |
|
1844–1900 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ницше Фридрих
Ницше (Nietzsche), Фридрих Вильгельм (15.X.1844 - 25.VIII.1900) - немецкий философ-идеалист. Родился в деревне Рёккен близ Мерзебурга в семье протестантского пастора. В 1869-1879 годы Ницше - профессор классической филологии Базельского университета. Творческая деятельность Ницше продолжалась до его заболевания психическим расстройством в 1889 году. В книге "Несвоевременные наблюдения" ("Unzeitgemäße Betrachtungen", 1873-1876) в разделе "О пользе и вреде истории для жизни" Ницше изложил свои взгляды на историю. Ницше отрицал объективные законы исторического развития, противопоставляя идее прогресса идею круговорота, "вечного возвращения". Для Ницше характерно также отрицание истории как науки, отрицание самой необходимости накопления, систематизации и осмысления исторических фактов. Историческая память вредна человеку, писал он, ибо мешает сильной личности принимать интуитивные решения, действовать. "Волю" Шопенгауэра Ницше переосмысливает как индивидуальную волю сильной личности. Деятельность "великих" (людей типа греческих тиранов и римских императоров) - мост над "пустынным потоком бытия", она вне истории и над нею. С точки зрения свободы действий сильной личности Ницше критиковал прусскую монархию и государство Бисмарка. Непосредственным предшественником Ницше в философии был Шопенгауэр. Для Ницше характерно обращение к древнегреческой досократовской философии (Гераклит и др.), к ее проблематике и образу мыслей (представление о мире - как чистом становлении, о войне - как источнике жизни). В ряде произведений Ницше излагает концепцию "воли" как основы мира ("воля" - центральное понятие философии Ницше). Философские и социально-политические взгляды Ницше изложены в книгах "Человеческое, слишком человеческое" ("Menschliches, Allzumenschliches", Chemnitz, 1878), "Так говорил Заратустра" ("Also sprach Zarathustra", Bd 1-4, Chemnitz, 1883-91), "По ту сторону добра и зла" ("Jenseits von Gut und Böse", 1886), "Генеалогия морали" ("Zur Genealogie der Moral", Lpz., 1887), "Воля к власти" ("Der Wille zur Macht", Lpz., 1888). В некоторых поздних сочинениях Ницше выдвинул идею о "сверхчеловеке". Ницше с презрением относился к народным массам и восхвалял "избранных", оправдывая их любые преступления против нравственности и насилие. Интересы "сверхчеловека" требуют, утверждал Ницше, подавления личности, принадлежащей к большинству. Отсюда неизбежно вытекал аморализм философии Ницше. "Сверхчеловеку" все дозволено: он стоит "по ту сторону добра и зла". Неравенство людей Ницше считал основой человеческого бытия, так как, по его мнению, люди в различной степени наделены "волею к власти". Для Ницше народные массы были "рабами", "стадом". Сильный человек - господин, для которого "стадо" служит средством к достижению цели. Государству в философии Ницше отводилась роль силы, превращающей народные массы в рабов. "Война является для государства такой же необходимостью, как раб для общества", - писал Ницше в молодости. "Жизнь есть следствие войны, само общество - средство к войне", - заявлял он в конце жизни. Ницше утверждал, что мир вступит в эпоху войн, равных которым не знала история. Нацисты провозгласили Ницше своим идеологом, доведя до предела свойственные Ницше реакционные тенденции. Ницше оказал влияние на буржуазные историографические концепции 20 века. Его идея о "вечном возвращении" подготовила идею культурных циклов О. Шпенглера. После 2-й мировой войны появилось (особенно в ФРГ) много апологетических работ о Ницше. Реакционным историкам импонирует в творчестве Ницше культ силы и "сверхчеловека". Б. M. Туполев. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967. Сочинения: Gesammelte Werke (Musarion-Auagabe), Bd 1-23, Münch., (1920-1929); в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-10, М., 1900-03. Литература: Одуев С. Ф., Реакц. сущность ницшеанства, М., 1959; Шварц Т., От Шопенгауэра к Хейдеггеру, пер. с нем., М., 1964; Манн Т., Философия Ницше в свете нашего опыта, Соч., т. 10, М., 1961; Heidegger M., Nietzsche, Bd 1-2, Stuttg., (1961); Löwith К., Nietzsches Philosophie der ewigen Wiederkehr des Gleichen, (Stuttg., 1956); Nüesch E., Nietzsche et l'antiquité, P., 1925. Вернуться на главную страницу Ницше
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |