Несмелов Виктор Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Несмелов Виктор Иванович

1863-1937

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Виктор Иванович Несмелов

В.И.Несмелов

Несмелов Виктор Иванович (1 (13).01.1863, с. Курдюма Саратовского у. Саратовской губернии - июнь. 1937) - религиозный мыслитель. Большая часть его жизни связана с Казанской духовной академией. После ее окончания в 1887 г. он написал магистерскую диссертацию «Догматическая система св. Григория Нисского». Изучение патристики способствовало пробуждению интереса Несмелова к проблемам антропологии, соотношения веры и разума. Несмелов с 1888 г. - проф. академии по кафедре метафизики. Главное его сочинение - фундаментальный труд «Наука о человеке» (в 2-х т.). Впоследствии публиковался мало («Вера и знание с точки зрения гносеологии», 1913, и др.). В 1932 г. арестовывался. Традиционное православное богословие рассматривало процесс постижения духовного мира «как откровение Бога человеку», т. е. богопознание шло «сверху вниз». Несмелов же идет в противоположном направлении - «снизу вверх», при этом для него очевидно, что «последнее основание истины нельзя отыскать вне человека». Человек не только порождает сферу знания, но и создает весь объективный мир. В связи с этим Несмелов критикует И. Канта за допущение «вещей в себе» и идею ноуменального мира, независимого от человека. Несмелов полагал, что развитие человеческой жизни не может рассматриваться как итог влияния социальной сферы, как действие факторов, находящихся вне человека, ибо бытие индивида есть «собственно процесс развития человеческого духа». Причем идеальные стремления индивида не определяются материальными условиями его жизни, не создаются они и в каких-нибудь абстракциях мысли. Именно в силу реальности идеальных устремлений личности, - а высшим их проявлением является «идея Бога», - и утверждается, по Несмелову, «объективное существование Верховной личности», ибо только ее бытие может их объяснить. Все стремления философов «объяснить» Бога вне индивида обречены на неудачу, ибо «мир не подобен Богу». Жизнь человека проходит в двух разных мирах: первый - чувственный, или физический, второй - сверхчувственный, или духовный. Каждая из этих сфер познается специфическими методами. Согласно убеждениям Несмелова, «неподсудность» идеальных или религиозных представлений рациональным приемам познания ставит задачу выработки особого метода постижения «духовных истин». Этот метод исходит из факта «живого отношения к Богу» или из «реального переживания» общения со сверхъестественным. Появляющиеся в результате этого «мистические прозрения» служат средством познания «истинной мудрости». Критерием этого нового знания не могут быть какие-то абстрактные схемы, оно «проверяется жизненно». Поскольку жизнь человека протекает в «двух разных мирах», постольку именно от его свободного выбора зависит, какие ценности - материальные или духовные - он предпочтет. В этой свободе выбора находит свое выражение нравственная воля человека. Именно в сфере морали происходит высшее проявление «творческого духа» личности. Свобода и творчество неразрывно связаны т. к. свободная личность уже «творит все содержание жизни», и человек становится тем, чем он желает быть. При этом свобода воли предполагает ответственность людей за свои поступки, они должны «свое хотение» подчинить «нравственным правилам жизни». Индивид, реально, а не формально приобщенный к религиозным истинам, не может, но Несмелов, удовлетвориться поисками только «счастливых условий» физического существования. Само по себе стремление к «земному благополучию» законно, но оно должно быть подчинено оправданию стремлений к «вечно пребывающей жизни, подобной жизни Бога». Несмелов формирует программу философских построений, высшей целью которых является поддержка «стремлений индивида к богоподобию». Предметом философии может быть, как считает Несмелов, только духовная сфера, а ее основой выступает «содержание религиозных верований человека». Философия является врагом лишь религиозного суеверия, а не самой религии. Враждебной христианству силой выступает не философия, а лишь ее «материалистические верования», неизбежно вырождающиеся в «суеверия». Извращенные формы религии, как и извращенные формы философии, должны быть преодолены. По Несмелову, проблема взаимоотношения философии и православия не является чем-то второстепенным, напротив, это одна из основных богословских тем. Им была предпринята одна из первых попыток в рамках богословия синтезировать философские и религиозные принципы. Несмелов стоит у истоков отечественного религиозного экзистенциализма. Бердяев подчеркивал огромное значение для него книга Несмелова «Наука о человеке», т. к. в ней были мысли, соответствующие его «коренному антропоцентризму». Творчество Несмелова оказало влияние и на развитие церковных православных взглядов. Архиепископ (ныне патриарх) Кирилл (Гундяев), рассматривая историю русского богословия, пришел к выводу, что в конце XIX века в церковной мысли «возник совершенно новый метод, отличный как от схоластики, так и от патристики». Наиболее ярко «он отразился в трудах В. И. Несмелова, который пытался развить антропологическое богословие, исходя из внутреннего опыта».

Л. Е. Шапошников

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 409.

Сочинения: Догматическая система св. Григория Нисского. Казань, 1887; Наука о человеке. Т. 1: Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Казань, 1898; 3-е изд. Казань, 1906. Т. 2: Метафизика жизни и христианское откровение. Казань. 1903; 2-е изд. Казань, 1907; Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913.

Литература: Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937 (Вильнюс, 1991). С. 445-450; Белгородский М. М. Разгадавший тайну человека: О философском наследии В. И. Несмелова. 1863-1937 // Советская библиография. 1992. № 1.С. 113-121; Шапошников Л. Е. Русская религиозная философия XIX-XX веков. Н. Новгород, 1992.


Вернуться на главную страницу Несмелова

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС