Нерсесянц Владик Сумбатович |
|
1938-2005 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Владик Сумбатович НерсесянцНерсесянц Владик Сумбатович (2. 10. 1938, Степанокерт - 21. 07. 2005, Москва) - философ права, историк политических и правовых учений. Академик РАН (с 2000). Окончил юридический факультет МГУ (1961) и аспирантуру того же факультета (1965). В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию («Марксова критика гегелевской философии права»), в 1975 году - докторскую («Политико-правовая теория Гегеля и ее интерпретация»). Работал заведующим отделом в журнале «Государство и право» (1965-1970), в дальнейшем - член его редколлегии. С 1970 года - в Институте государства и права АН СССР (РАН); последняя должность - руководитель центра теории и истории государства и права. Был главным редактором реферативного журнала «Государство и право за рубежом». Творчество Нерсесянца характерно тем, что в рамках марксистско-ленинской общей теории государства и права (в которой не было места для философии права как самостоятельного раздела) он, исследуя историю политико-правовых учений, плодотворно развивал философско-правовые идеи. Итогом его многолетних исследований стала собственная юридико-либертарная теория, сходная по своим базовым положениям с естественно-правовыми концепциями. С точки зрения Нерсесянца, существует два противоположных типа правопонимания: юридический (or ius - право) и легистский (от lex - закон). Если легистское правопонимание отождествляет право и закон (что таит в себе опасность принятия неправовых законов), то юридическое - различает (в этом случае право выступает как идеал, как средство борьбы за установление правовых законов). Юридическое правопонимание, в свою очередь, подразделяется на естественно-правовые теории и юридико-либертарную концепцию. Специфика последней, ее отличие от естественно-правовой, по мнению Нерсесянца, состоит в том, что право здесь понимается только в формально-юридическом смысле, очищенном от неюридических (моральных, религиозных и т. п.) наслоений (влияние Г. Кельзена). Сущность права, считает он, сводится к его форме, содержащей в себе три компонента: равенство, свободу и справедливость. Либертарная теория, как он полагает, позволяет выявить подлинную специфику права, определить условия его существования, дать правильную оценку существующего законодательства. Отталкиваясь от концепции Гегеля, Нерсесянц убежден в прогрессе права, проявляющемся в движении человечества ко все более полной реализации свободы. В этом контексте практику реального социализма он рассматривает как переходную форму от капитализма к «цивилизму» (основанный на праве строй, демократия, при которой за каждым гражданином признается право на долго собственности, созданной при социализме). В нынешний, постсоветский период должно восторжествовать цивилитарное право (постсоциалистическое право, обеспечивающее каждому одинаковый для всех минимум собственности). Нерсесянц - автор исследований по русской философии права. Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 408-409. Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:Гегелевская философия права: история и современность. М., 1974; Политические учения Древней Греции. М.. 1979; Личность и государство в политико-правовой мысли. М., 1980; Право и закон. М., 1983; Право в системе социальной регуляции. М., 1986: История идей правовой государственности. М., 1993; Право - математика свободы. М., 1996; Философия права М., 1997; Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости: Манифест о цивилизме. М., 2001; История политических и правовых учений. М., 2005. Литература:Графский В. Г. Новейшие правовые учения и школы Теория либертарной гражданственности и права В. С. Нерсесянца // Он же. История политических и правовых учений. М., 2006. С. 541- 545: Мартышин О. В. О «либертарно-юридической теории государства и права» // Государство и право. 2002. № 10; Наш трудный путь к нраву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В. С. Нерсесянца / Сост. В. Г. Графский. М., 2006.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |