Немесий
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Немесий

4 в. н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Немесий

Немесий (Νεμέσιος), епископ Эмесский (конец 4 века н.э.) – автор сочинения «О природе человека», представляющего собой уникальный доксографический источник. Ряд фрагментов античных философов (стоиков, Нумения, Аммония Саккаса, Феодора Асинского) сохранились только в тексте Немесия. Однако представление о нем как о компиляторе не соответствует замыслу и характеру сочинения «О природе человека», автор которого, критикуя теории античных философов и врачей в соответствии с христианскими представлениями о человеке, создает в итоге стройную, оригинальную и наиболее полную систему христианской антропологии своего времени. В методах экзегезы у Немесия прослеживается определенная близость с антиохийской богословской школой, в методах критики философских источников и ересей – с александрийской философией. Как оригинальный мыслитель Немесий предстает в учении о свободе воли и о Промысле.

Немесию в значительной степени следуют, приводя из него большие фрагменты, Иоанн Дамаскин («Точное изложение православной веры») и Мелетий Монах («Об устроении человека»). В средние века авторство трактата «О природе человека» нередко приписывалось Григорию Нисскому, антропологии которого во многом близки взгляды Немесия. Известны переводы сочинения Немесия на сирийский, арабский, армянский, грузинский языки; средневековые латинские переводы Николая Альфана (11 в.), Бургундиона Пизанского (12 в.), анонимный перевод 13 в. оказали влияние на развитие западноевропейской схоластики.

M.Л. Хорьков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 51.


Немесий Эмесский (Νεμέσιος) (2-я половина 5 — начало 6 веков), ранневизантийский мыслитель. Епископ сирийского г. Эмесы, автор компендия «О природе человека», в котором свёл воедино физиологической, психологической и философско-антропологической теории различных философских и медицинских школ античности, стремясь согласовать их друг с другом и с догматами христианской теологии. Диапазон тем Немесия Эмесского простирается от проблем соединения души с телом и свободы воли до вопросов дыхания и кровообращения; это как бы энциклопедия знаний и доктрин о человеке, характерная для эпохи перехода от античности к средневековью и предвосхищающая центральную установку схоластики. Естественнонаучные интересы Немесия Эмесского побуждают его пользоваться концепциями Аристотеля и Галена, предлагаемая им психология аффектов («страстей») имеет стоические черты, между тем как онтологические вопросы разрешаются в духе платонизма и даже отчасти неоплатонизма (антистоическое решение вопроса о связи души с телом), от которого, однако, Немесия Эмесского отделяет присущая ему тяга к эмпирии. Проблематичным остаётся объём использования наследия Посидония. Труд Немесия Эмесского оказал широкое влияние на философию и науку средневековья; ценный источник для реконструкции утраченных сочинений античных мыслителей.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Migne, P G, t. 40; в рус. пер,— О природе человека, пер. с предисл. и прим. Ф. Владимирского, Почаев, 1904.

Литература: Владимирский Ф. С., Антропологии и космология Немезия ел. Емссского, в их отношении к древней философии и патристич. лит-ре, Житомир, 1912; Jaeger W. W., Nemesios von Emesa, B., 1914; Koch H. A., Quellenuntersuchungen zu Nemesios von Emesa, B., 1921; März F. M., Anthropologische Grundlagen der christlichen Ethik hei Nemesios von Emesa Münch., 1959.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Nemesius Emesenus. De natura hominis, ed. M.Morani. Lpz., 1987;

в рус. пер.: О природе человека, пер., прим., предисл. и словарь Ф.С.Владимирского. Почаев, 1904 (переизд. М., 1998).

Литература:

Григорьев К. Немезий, епископ Емесский, и его сочинение «О природе человека». СПб., 1900;

Владимирский Ф.С. Антропология и космология Немесия, епископа Эмесского, в их отношении к древней философии и патристической литературе. Житомир, 1912;

Jaeger W.W. Nemesios von Emesa. Quellenforschungen zum Neuplatonismus und seinen Anfängen bei Posidonios. В., 1914;

Telfer W. Cyril of Jerusalem and Nemesios of Emesa, with engl. transl. L.–Phil., 1955;

Kallis A. Der Mensch im Kosmos. Das Weltbild Nemesios von Emesa. Münster, 1978;

Sharles R.B. Nemesius of Emesa and Some Theories of Divine Providence. – «Vigilia Christianae» 37, 1983, p. 141–156;

Brown-Wicher H. Nemesius Emesenus. – Catalogus translationum et commentariorum. Wash., 1986, p. 32–72;

Volpilhac P. Etat présent des recherches sur Némésien. –  ANRW II 34, 4, 1998, p. 3175–3178.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС