Некрасов Николай Алексеевич |
|
1821 - 1877 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Алексеевич Некрасов
Н.А.Некрасов. Литография Бореля, 50-е годы XIX века Некрасов Николай Алексеевич (1821/1877) — русский поэт, обозначивший новый этап развития русской реалистической поэзии. Новаторские принципы поэзии воплотились в поэме «Кому на Руси жить хорошо», в которой показаны представители почти всех сословий, социальных групп и профессий в России того времени. В русле тенденций «натуральной школы» Некрасов стремился к демократизации содержания лирики, рисуя сцены жизни городских и деревенских «низов» (цикл «На улице», стихотворение «Забытая деревня»). Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 187.
Некрасов Николай Алексеевич ( 1821, местечко Немиров Подольской губ. - 1877, Петербург) - поэт. Род. в семье офицера, вскоре вышедшего в отставку. Детство Н. прошло в имении отца в Ярославской губ. В 1832 - 1837 учился в Ярославской гимназии. В 1838 отец отправил Н. в Петербург для поступления на военную службу. Вместо этого Н. стал вольнослушателем Петербург, ун-та, за что был лишен материальной поддержки и, проучившись в 1839 - 1840, оставил занятия, вынужденный зарабатывать на хлеб: "Ровно три года я чувствовал себя постоянно голодным". Обладая огромной работоспособностью и практической сметкой, Н. сотрудничал в журналах, занимался издательской деятельностью ("Физиология Петербурга". СПб., 1845. Ч. 1 - 2 "Петербургский сборник", 1846, и др.). Пытался выступать как романист, лит. критик. В 1847 - 1866 Н.был издателем и редактором журн. «Современник», ставшего органом рев. демократов, в котором сотрудничали А. И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и др. С 1868 до конца жизни редактировал журн. «Отечественные записки», оставаясь верным избранной общественной позиции. Огромную популярность Н. получил как поэт, писавший о народе и для народа: "Русские женщины" (1871 - 1872), "Кому на Руси жить хорошо" (1866 - 1867) и др. Имя Н. стало символом революционно-демократического понимания эпохи ("Но мой судья - читатель-гражданин"). Боровшийся с цензурой, вынужденный думать о заработке, Н. не всегда мог оставаться самим собой ("Не торговал я лирой, но, бывало, // Когда грозил неумолимый рок, // У лиры звук неверный исторгала // Моя рука..."). И все же Н. стремился сохранить единство и цельность своего творчества. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821 — 1878) — российский деятель культуры, поэт, прозаик, драматург, литературный критик, публицист, издатель. Печататься начал в 1838 г. В 1840 г. опубликовал сборник стихов «Мечты и звуки», вызвавший суровую критику В. Г. Белинского, после которой автор сжег весь тираж, однако литературную деятельность не прекратил — писал рассказы и повести, фельетоны и театральные обозрения, пьесы и водевили, помещая их под разными псевдонимами в газетах и журналах. С 1841 г. сотрудничал в «Литературной газете» и журнале «Отечественные записки», в редакции которого сблизился с В. Г. Белинским, став его соратником в борьбе за реализм и народность русской литературы. В творчестве пережил перелом («поворот к правде»), его стихи наполнились социальным содержанием («В дороге», «Родина»). В 1847—1862 и 1863—1866 гг. — один из издателей и редакторов журнала «Современник», к сотрудничеству с которым привлек лучшие литературные и публицистические силы России (Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др.). С этого времени сатирическое обличение политики «верхов» и тема крестьянства, воплощенная в разных типах, характерах и ситуациях, прочно вошли в его творчество («Забытая деревня», «Тяжелый крест достался ей на долю...», «Песня Еремушке», «Дума», «Калистрат», «Похороны», «Крестьянские дети», «Орина, мать солдатская» и др.). Гражданская позиция поэта отразилась в стихах «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда» и в сборнике «Стихотворения» (1856), который общество восприняло как манифест демократической русской литературы. В 1868—1877 гг. — издатель и редактор журнала «Отечественные записки». В нем опубликовал главы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», поэмы о декабристах («Дедушка», «Русские женщины») и самоотверженности молодого поколения демократической интеллигенции («Сеятелям»), сатиру «Современники». Похороны поэта приобрели характер политической демонстрации: от имени организации «Земля и воля» 1876—1879 гг. выступил молодой Г. В. Плеханов, подчеркнувший революционное значение творчества поэта; Ф. М. Достоевский, определяя место поэта в истории русской литературы, поставил его в один ряд с А. С. Пушкиным. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 347.
Группа писателей журнала "Современник": Некрасов Николай Алексеевич (28.11[10.12].1821—27.12. 1877[8.01.1878]), поэт. В творчестве преобладают гражданские мотивы, нередко ложно понимаемые. Первый сборник стихотворений «Мечты и звуки» (1840) в романтическом духе. Вскоре Некрасов стал сотрудником «Отечественных записок» и издал несколько альманахов (1843—46: «Физиология Петербурга», «1-е апреля», «Петербургский Сборник» и др.). В 1846 приобрел с Панаевым «Современник». Во 2-й пол. 40-х Некрасов опубликовал романы с продолжением («Три страны света», 1848—49, и «Мертвое озеро», 1851, совм. с А. Я. Панаевой, которая стала женой Некрасова). Постепенно Некрасов подпадает под влияние Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и др. нигилистов. Некоторые его произведения становятся невыносимо тенденциозными («Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «О погоде», «Плач детей»). В 1856 вышел сборник Некрасова «Стихотворения», воспринятый как манифест нигилистов, открыто звавших к бунту против царской власти. В сер. 60-х деятельность «Современника» приобрела антигосударственный характер, и по решению властей журнал был закрыт. В 1859—61 в поэзии Некрасова углубляется тема деревни. Его стихи («Дума», «Похороны», «Калистрат») и поэмы («Крестьянские дети», 1861; «Коробейники», 1861; «Мороз, Красный нос», 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. В 1868 Некрасову удалось взять в свои руки «Отечественные записки». Он опубликовал здесь главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872—73), сатиру «Современники» (1875—76). «Я лиру посвятил народу своему», — сказал Некрасов в конце жизни. Тема народа, крестьянства, воплощенная в бесконечном разнообразии типов и характеров, новых для русской литературы, проходит через все творчество Некрасова — от ранних стихотворений «Тройка» и «Родина» до больших эпических поэм. Образ России, сильной и страждущей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни: «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!». Мысль о народе, о его судьбе пронизывает все, о чем бы ни писал Некрасов. В «Железной дороге» (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа. В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает проблема долга перед народом («Рыцарь на час», 1860). Темы любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1866—76) увенчивает творчество Некрасова. Это подлинная поэтическая энциклопедия народной жизни сер. XIX в., поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства. Новаторское творение самого Некрасова вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве. Поэт глубоко национальный, Некрасов широко ввел в поэзию все богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала влияние на последующее развитие русской поэзии. Многие стихи Некрасова еще при жизни поэта стали народными песнями, которые поются доныне («Коробушка», «Меж высоких хлебов» и др.). Русские композиторы охотно писали музыку на его тексты: М. П. Мусоргский («Калистрат», «Песня Еремушке»), Ц. А. Кюи («Молодые», «Сват и жених», «Внимая ужасам войны», «Катерина»), С. И. Танеев («Бьется сердце беспокойное»). Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Некрасов Николай Алексеевич (28.11/10.12.1821-27.12.1877/8.01.1878), русский поэт. В творчестве преобладают гражданские мотивы, нередко ложно понимаемые. Первый сборник стихотворений “Мечты и звуки” (1840) в романтическом духе. Вскоре Некрасов стал сотрудником “Отечественных Записок” и издал несколько альманахов (1843-46: “Физиология Петербурга”, “1-е апреля”, “Петербургский Сборник” и др.). В 1846 приобрел с Панаевым “Современник”. С художественной точки зрения муза Некрасова неровна: рядом со звучным стихом и поэтическим образом попадаются прозаизмы и неуклюжие строфы; лучшими следует признать “Рыцарь на час”, “Мороз-Красный нос”, “Русские женщины” “Крестьянские дети”, “Псовая охота”.
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821 - 1877), поэт, прозаик. Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему был свидетелем будущий поэт. Ф.Достоевский позднее написал о Некрасове: "Это было раненное в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь". Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила любовь к литературе, к русскому языку. В 1832 - 37 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи. В 1838, против воли отца, будущий поэт уезжает в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова". С 1841 начал сотрудничать в "Отечественных записках". В 1843 Некрасов встречается с Белинским, идеи которого находят отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых - "В дороге"(1845) - получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов становится умелым организатором литературного дела. Он собирает и публикует два альманаха: "Физиология Петербурга" (1845), "Петербургский сборник" (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др. В 1847 - 66 был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал становится органом революционно-демократических сил. В эти годы Некрасов создает лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народной ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.). В период общественного подъема 1850 - 60-х и крестьянской реформы поэт пишет "Поэт и гражданин", "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники". В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобретает усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа. После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобретает право на издание "Отечественных записок", с которым были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работает над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866 - 76), пишет поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871 - 72). Кроме того, создает серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма "Современники" (1875). Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как "Пророк" (1874), "Сеятелям" (1876). В 1877 - цикл стихов "Последние песни". Умер Н.Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н.с.) в Петербурге.
Зинаида Николаевна Некрасова
Далее читайте:Николай СКАТОВ. Почему мы не любим Некрасова? (МОЛОКО) «Современник» - русский ежемесячный журнал, в Петербурге с 1847 по 1866 годы. Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Концепт средства массовой информации в структуре художественного текста. Часть II. (Русская литература). Учебное пособие. СПб., 2011. Русская поэзия XX - XIX веков. Николай Алексеевич НЕКРАСОВ. Сочинения:Полн. собр. соч. и писем. Т. 1—12. М., 1848—52; Полн. собр. стихотворений. Т. 1—3. [Л.], 1967; Собр. соч. Т. 1—3. М., 1971; Полн. собр. соч. и писем: В 15 т. Л., 1981. Литература:Жданов В. Некрасов. М., 1971.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |