Наззам ибн Сайяр |
|
801-837 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Наззам ибн СайярНаззам (ан-Наззам) ибн Сайяр (801-837) — арабский философ. Под влиянием философии Анаксагора Наззам высказал ряд новых для Ближнего Востока того времени идей: тело состоит из бесконечного множества частиц, оно бесконечно делимо, мир является вечным, а все тела существуют одновременно в потенциальном состоянии; всё движется; душа материальна и распространена по всему телу и др. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 246-247. Haз̣з̣а̄м Абӯ Исх̣а̄к̣ Ибра̄хӣм Ибн Саййа̄р, ан- (ок. 760/765, Басра, Ирак – ок. 835/846, Багдад) – арабо-мусульманский философ, представитель мутазилитской школы калама. По некоторым сведениям, ан-Наз̣з̣а̄м учился у знаменитого филолога ал-Халӣла, а также у мутазилита ал-‘Алла̄фа. Сочинения его не сохранились. Средневековые источники сообщают о его энциклопедической образованности (в области литературы, теологии, античной философии и т.д.), исключительной памяти («наизусть знал Коран, Тору, Евангелие и Псалтирь»), увлечении естественнонаучными экспериментами («предпочитал опыты над собаками и петухами молитве и чтению Корана»), блестящем полемическом даре. Ан-Наз̣з̣а̄м придерживался общих для теологии и философии мутазилизма установок. Характерными для его онтологии и натурфилософии являются положения: о сотворении всех вещей как о единовременном акте (джумлатан); об их «латентном предсуществовании» (кумӯн); об актуальной делимости тел до бесконечности (антиатомизм); О дискретном характере движения (положение о «скачке», который совершает движущееся тело от одного места к другому, минуя промежуточное); о телесности чувственных качеств-акциденций; о взаимопроникновении (муда̄х̱ала) тел. Натурфилософская направленность взглядов ан-Наз̣з̣а̄ма особенно проявляется в его учении о господстве в мире естественной причинности, о «природе» (т̣аб‘) вещей, которую Бог не может нарушать. Ан-Наз̣з̣а̄м отрицал доминирующее в исламе представление о стилистическом превосходстве Корана, его словесной неподражаемости, объясняя «чудесность» (и‘джа̄з) Корана не его эстетической формой, а тем, что Бог лишил людей способности создать что-либо подобное в период пророческого служения Мухаммада. Был известен также критическим отношением к хадисам-преданиям о жизни Пророка (особенно к рассказам о его чудотворениях), отрицанием «единогласия» (иджма̄‘) ученых-богословов как непогрешимого и непререкаемого. Т. Ибрагим Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 10. Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Литература:Закуев А.К. Философия ан-Наззама. Баку, 1961; Абу Рида М.А. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. Каир, 1946; Eberhardt D. Veranderung in der Philosophie Mu‘ammars und an-Nazzams. Tüb., 1979.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |