Наровчатов Сергей Сергеевич |
|
1919-1982 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сергей Сергеевич НаровчатовНаровчатов Сергей Сергеевич (1919/1981) — советский поэт, писатель, литературовед и публицист. С 1974 года был главным редактором журнала «Новый мир». В основе поэзии Наровчатова — военная тема. Произведения: «Костер», «Солдаты свободы», поэмы «Фронтовая радуга», «Семен Дежнев», «Василий Буслаев»; тема странствий звучит в сборниках «Северные звезды», «Дальний путь» и др.; рассказы «Абсолют», «Ведьмы» отражают историческое прошлое России. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 183. Наровчатов Сергей Сергеевич (3.10.1919—1981), поэт. Родился в г. Хвалынск Саратовской обл. Детство провел на Волге. В 1933 вместе с родителями уехал на Колыму, учился в магаданской средней школе. В 1937 поступил в МИФЛИ. В дек. 1939 вместе с группой студентов ушел добровольцем на войну с белофиннами. В 1941 окончил МИФЛИ и Литературный институт. В н. 1941 в журнале «Октябрь» в подборке стихов московских студентов опубликовал стихи «Семен Дежнев». В июне 1941 Наровчатов вновь добровольцем уходит на фронт. Военная тема составляет основу как первой книги Наровчатова «Костер», так и всей его поэзии, особенно сборника «Взыскательный путник» (1963). Для стихов Наровчатова характерны высокая гражданственность, точность слова, простота и ясность стиля. Позднее в его стихах появляется все более ощутимая тяга к философскому осмыслению жизни. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа. Наровчатов Сергей Сергеевич (1919 - 1982), поэт. Родился 3 октября в городе Хвалынске Саратовской области. Детские годы провел на Волге. В 1933 вместе с родителями уехал на Колыму, где окончил магаданскую среднюю школу. В 1937 приезжает в Москву и поступает в Институт философии, литературы и истории (МИФЛИ), одновременно учится в Литературном институте им. М.Горького, которые окончил в 1941. С началом Отечественной войны ушел добровольцем на фронт, воевал в рядах Советской Армии, работал в редакциях армейских газет. Выступил в печати со стихами в 1941. Военная тема составляла основу как первой книги Наровчатова "Костер" (1948), так и всей его поэзии. В послевоенные годы вышли его поэтические сборники: "Солдаты свободы" (1952), "Взыскательный путник" (1963), "Четверть века" (1965), "Через войну" (1968), "Знамя над высотой" (1974) и др. В 1977 было издано собрание сочинений Наровчатова в трех томах. Выступал он и с литературно-критическими и литературоведческими статьями: "Необычное литературоведение" (1970), "Атлантида рядом с тобой" (1972), "Живая река" (1974) и др. Ему принадлежит исследовательская работа "Лирика Лермонтова. Заметки поэта"(1964). Умер С.Наровчатов в 1982 в Москве. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. Наровчатов Сергей Сергеевич [3.10.1919, г. Хвалынск Саратовской обл.— 27.7.1981, Москва] — поэт, литературовед, публицист. Родители Наровчатова жили в Москве, но часто приезжали в Хвалынск, небольшой городок на Волге, где и родился будущий писатель. Детские годы прошли в столице. Воспитывался Наровчатов в обычной интеллигентской семье, но корни его отцовского рода уходили в древние пензенские леса, в маленький городок Наровчат, известный уже с XIV в. Дед Наровчатова был уездным библиотекарем, мать Лидия Яковлевна — библиографом. Дед лично знал Джона Рида и Ярослава Гашека, Алексея Толстого и Константина Федина. С 3 лет мальчик уже научился читать, а к 13 годам познакомился с главными произведениями русской и западной классики. Стихи начал сочинять с 5 лет. Подростку не было еще 14 лет, когда он вместе с родителями уехал жить в молодой г.Магадан, в котором его отец и мать стали работать в системе Дальстрой. Наровчатов попал в первый выпуск единственной в Магадане школы-десятилетки. Основными юношескими увлечениями были охота, рыбная ловля, спорт и чтение. Первое стихотворение опубликовал в газете «Колымская правда» в 15 лет. Семейные традиции привили юноше любовь к родному языку и истории. После окончания средней школы он уезжает в Москву и в 1937 поступает учиться в Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ). Со времени пребывания на Колыме у него зародилась страсть к путешествиям, которая прошла через всю его жизнь. Каждое студенческое лето Наровчатов проводит в походах: проплыл на веслах по Волге, побывал на Дону, Кубани, прошел пешком через весь Крым, чтобы посетить домик любимого им Александра Грина. Летом 1939 он уехал работать на Большой Ферганский канал в Узбекистане. С самой юности Наровчатов занимает активную жизненную позицию. Являясь секретарем комсомольской организации МИФЛИ, он становится инициатором многочисленных кружков, семинаров и диспутов В институте Наровчатов окончательно приобщается к стихам. Своими непосредственными учителями в поэзии он считал И.Л.Сельвинского, «дядю Володю» — В.А.Луговского и Н.Н.Асеева, с которыми прошел серьезную школу поэтического мастерства В дек. 1939 Наровчатов уходит добровольцем на финскую войну. После окончания военных действий в 1940 он поступает учиться в Литературный институт им. Горького, а в МИФЛИ остается на экстернате. Первая война оставила в его душе глубокий след. За 3 месяца до Великой Отечественной войны, в марте 1941, в журнале «Октябрь» под рубрикой «Стихи московских студентов» вместе с М.Кульчицким, Б.Слуцким, Д.Самойловым впервые были опубликованы и стихи Наровчатова. Оба института он успел закончить в 1941, и дипломы об их окончании он уже получал в первые дни немецкого наступления. Военные годы оказались для Наровчатова самыми значительными во всей его биографии. Войну он прошел от начала и до конца. Он участвовал в боях под Ельцом, Ливнами, Верховьем, воевал на Волховском и Ленинградском фронтах, освобождал Эстонию и Польшу. Войну Наровчатов закончил 8 мая 1945 г. в центре Германии на Эльбе в звании капитана. За участие в боях был награжден орденами и медалями, на фронте вступил в ВКП(б). Военная и историческая темы становятся главными в поэзии Наровчатова. Фронтовая и послевоенная дружба с поэтом М.К.Лукониным, которого Наровчатов пережил на 5 лет, навсегда осталась светлой страницей в жизни писателя. «Наровчатов с Лукониным,— вспоминала М.Луговская,— крепко дружили, но были удивительно разными и в плане багажа культуры, и в отношении к искусству, книгам. Разными и по отношению к женщинам. У каждого все по-другому. Единой была беззаветная любовь к Родине, фронтовая судьба — финская война, Великая Отечественная. Единым было всегда, везде, при всех обстоятельствах высокое чувство гражданственности» (Луговская М. Отметины на сердце // Воспоминания о Сергее Наровчатове. С.209). Демобилизовавшись в 1946, Наровчатов работает в различных газетах, в аппарате ЦК ВЛКСМ, а затем принимает решение стать писателем-профессионалом. В 1948 в издательстве «Московский рабочий» вышел первый сборник стихов поэта «Костер», в основном составленный из стихотворений военных лет. Вслед за первым сборником стихов последовал второй — «Солдаты свободы» (1952). С этого момента Наровчатов вошел в литературу как талантливый поэт фронтового поколения. В стихотворении «Костер», программном для всего одноименного сборника, поэт говорит о необходимости дружбы как основе послевоенных человеческих отношений. «Тесность фронтовой дружбы», по словам Наровчатова, переходит в дружбу интернациональную, способную любому агрессору дать отпор. Публицистичность и полемическая направленность многих стихов Наровчатова не заглушали в них романтизма и задушевности. Интимная лирика Наровчатова, стихи, посвященные 12-летней дочери, «Разговор с дочкой» и «Скучное лето», вызвали живой интерес у А.Фадеева, поддержавшего молодого поэта. В стихах Наровчатова звучал не только «металл» публицистичности, но и высокий пафос глубоких человеческих отношений. Обращаясь к дочери, Наровчатов писал: «И где бы я ни был — на всех раздорожьях, / Куда бы мой жребий меня ни бросал,— / Имя твое, словно имя божье, / Как солдат в старину, я от бед спасал». Однако Наровчатов не замыкался на теме фронтовой и интимной лирики, страсть к путешествиям и любовь к истории также нашли немалое место в его поэзии. Он вновь едет на Дальний Восток — на Колыму, Чукотку, Курилы, Ледовитый и Тихий океаны, чтобы пройти дорогами своей юности. Появляются стихи «У берегов Японии», «Тихий океан», «Шхуна на рейде», «Курильские есть острова» и др. Расширяется и жанровый репертуар поэта, теперь он пишет и философскую лирику, и сатирические стихи, и поэмы. Чувство истории, соединение прошлого с настоящим мы видим во всех произведениях Наровчатова на историческую тему «Зеленые дворцы», «Рожденье», «Женский портрет (XVIII век)», «Русский посол во Флоренции» и др. Тяготение к эпосу, историческому объему постоянно присутствует в лирике Наровчатова. И поэтому не случайно в конце 1950-х он обращается к жанру поэмы. После первой своей поэмы «Пролив Екатерины» (1956), изображающей современный труд китобоев, Наровчатов обращается к созданию главного своего произведения — поэмы «Василий Буслаев» (1957-72). Поэма о герое народных былин посвящена не воинским подвигам, а формированию души народа, раскрепощению его лучших творческих сил. «Былинный мир,— писал Наровчатов,— это одновременно сказка и действительность, вымысел и история <...> Когда я писал поэму "Василий Буслаев", то был буквально ошеломлен, найдя в старых книгах свидетельство подлинного существования былинного героя. Васька Буслаев — воплощение новогородской вольницы — представлялся мне <...> созданием народного воображения, вроде Ивана-царевича или Иванушки-дурачка» (Необычное литературоведение. 1970. С.139). Стараясь сохранить в поэме дух и поэтику былинного эпоса, в озорстве Васьки Буслаева писатель видит народного заступника, пытающегося в одиночку осчастливить и освободить свой народ. Однако в своем индивидуалистическом бунте, в своей гордости, в своем желании стать вровень с Творцом Васька Буслаев зашел далеко. Он бросает дерзкий вызов не только новгородцам, но и святыне — вечевому колоколу, а также равноапостольному князю Владимиру, не прислушивается к «вещему» предупреждению святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Вольность Васьки Буслаева переросла в своевольность, и судьба его за это наказывает. Пытаясь посрамить новгородцев, он разбегается, чтобы перепрыгнуть через вечевой колокол, но — разбивается. Однако в эпилоге герой поэмы остается в живых. Выслушав былину о своем двойнике, молодом гордеце Ваське-ушкуйнике, и его трагическом конце, он грехи Васькины отпускает, «себя, молодого, прощает, <...> / Колоколу поклон отдает». Герой поэмы стоит на распутье между индивидуалистической вольницей и общественным служением, первый путь, убеждает писатель, ведет к гибели, второй — к возмужанию и спасению, к воспитанию в себе гражданственного служения, почитанию культурных традиций и народных святынь. В 1964 выходит новая большая поэма Наровчатова «Семён Дежнев». Дежнев предстает в ней характером сильным и противоречивым, в нем, как и в Василии Буслаеве, борются два чувства — чувство казацкой вольницы и чувство ответственности за границы России, за ее рубежи. Тема истории России раскрывается Наровчатов не только в вышеназванных поэмах, но и в его рассказах «Абсолют» (1979), «Диспут» (1980), «Ведьмы» (1980). В янв. 1959 Наровчатов создает одно из лучших своих стихотворений «Пес, девчонка и поэт». Материал пригрезившегося поэту сюжета — спасение замерзшей собачки и бросившейся с моста девицы, рождение сказочного Гвидона — оказался поэтическим розыгрышем, за которым никаких добрых дел не стояло, ибо все это поэту только пригрезилось. Мораль — человек ни на минуту не должен быть в жизни равнодушным и бездейственным: «И в этот вечер я не встал со стула, / История мне не простит вовек, / Что пес замерз, девчонка утонула, / Великий не родился человек!» В последней, итоговой своей поэме «Фронтовая радуга» (1978-79) писатель вновь обращается к своей молодости, к началу пути своего поколения, к тем погибшим товарищам, которые не вернулись с войны — Н.Майорову, М.Кульчицкому, Г.Суворову, П.Когану и др. В этой поэме тесно переплелись исторические, философские и психологические мотивы лирики Наровчатова. Ее сюжет — рассказ о недолгой любви двух молодых людей, геройски погибших на войне. Сюжет о любви органично вплетается в историю страны от Октября до Великой Отечественной войны. Наровчатов верит в бессмертие своих героев, в ненапрас-ность их жертвы, ибо «Малое станет великим. / Час возвысится в век, / Героем тысячеликим / Засветится человек» (СС. Т.1. С.412). Большое влияние на Наровчатов оказал не только А.Грин, но и творчество Максимилиана Волошина, которому он посвятил одну из последних своих статей. Однако самым любимым его поэтом всю жизнь оставался М.Ю.Лермонтов (См.: Наровчатов С.С. Лирика Лермонтова: Заметки поэта. М., 1964). Помимо вышеперечисленных работ лите-ратуроведческо-публицистического характера Наровчатовым были написаны книги «Поэзия в движении» (1966), «Атлантида рядом с тобой» (1972), «Живая река» (1974), а также книга воспоминаний «Мы входим в жизнь: Книга молодости» (1978). Наровчатов активно занимался общественной деятельностью. Он был депутатом Верховного Совета РСФСР, членом Советского Комитета защиты мира, членом МГК партии, секретарем правления СП СССР и РСФСР, секретарем правления Московской писательской организации, членом редколлегии «Литературной газеты.» и журнала «Знамя», с 1974. Наровчатов являлся главным редактором журнала «Новый мир». При жизни писателя было издано 24 сборника его стихотворений и поэм. Говоря о творчестве Наровчатов, Евг.Винокуров писал, что «русский язык С.Наровчатова живет и дышит. <...> Веселое щегольство русской, а подчас славянской речью свойственно поэту. Его филологическая страсть — родная сестра страсти исторической. <...> Философия русской истории — вот основная тема Сергея Наровчатова. Россия и ее путь, ее судьбы, ее мировая миссия, ее идея, ее революционность и ее государственность — вот над чем задумывался поэт, вот что стало его внутренней темой...» (Василий Буслаев и Семён Дежнев. С.4-5, 8). В.С.Фёдоров Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 607-610. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Солдаты свободы. М., 1952; Горькая любовь. М., 1957; Северные звезды. Магадан, 1957; Стихи. М., 1962; Избр. лирика. М., 1964; Пес, девчонка и поэт. Стихи. М., 1965; Стихи. М., 1965; Поэзия — души движенье. М., 1965; Разговор начистоту. М., 1965; Четверть века. Стихи. М., 1965; Поэзия в движении. М., 1966; Василий Буслаев и Семен Дежнев. Магадан, 1967. СС: в 3 т. М., 1977-78; Избранные произведения: в 2 т. М., 1972; Костер. М., 1948; Солдаты свободы. М., 1952; Горькая любовь: стихи. М., 1957; Стихи. М., 1962; Избранная лирика. М., 1964; Пес, девчонка и поэт: стихи. М., 1965; Поэзия — души движенье. М., 1965; Разговор начистоту. М., 1965; Четверть века: стихи. М., 1965; Поэзия в движении. М., 1966; Василий Буслаев и Семён Дежнев: поэмы / предисл. Евг.Винокурова. Магадан, 1967; Зелёные дворы: стихи. М., 1968; Через войну: стихи. М., 1968; Полдень: Избранные стихи. М., 1969; Поговорим о нашем славном, о настоящем ремесле... // Вопросы литературы. 1970. №11; Необычное литературоведение. М., 1970; 1978; 1981; Атлантида рядом с тобой: Критика, полемика, размышления. М., 1972; Знамя над высотой: Стихотворения и поэмы. М., 1974; Живая река: Литературоведение и критика. М., 1974; Великая Отечественная: Стихотворения и поэмы: в 2 т. М., 1975; Берега времени. М., 1976; Василий Буслаев. М., 1976; 1978; 1980; Избранное. Selected Verse. M., 1979; Избранное: Стихотворения. Поэмы. М., 1980; Мы входим в жизнь: Книга молодости. М., 1980; Стихотворения и поэмы / вступ. статья А.Урбана, сост., подгот. текста и прим. Р.Помирчего. 2-е изд., Л., 1985. (Б-ка поэта. Б. серия); Избранные произведения: в 2 т. М., 1988. Литература:Гурков А. О книге, которой еще нет // Литературная газета. 1960. 6 авг.; Дементьев В. Человек на войне // Октябрь. 1962. №1; Коржавин И. Самое главное // Литературная газета. 1962. 19 июня; Лазарев Л. Юноши 41-го года // Вопросы литературы. 1962. №9; Луконин М. Из жизни — в жизнь // Литературная Россия. 1963. 16 авг.; Антокольский П. Сердце солдата // Литературная газета. 1964. 18 авг.; Приходько В. Сергей Наровчатов // В мире книг. 1965. №7; Лавлинский Л. Ритмы жизнеутверждения // Знамя. 1966. №6; Лавлинский Л. Не оставляя линии огня // Литературная газета. 1969. 17 сент.; Грудцова О.М. Сергей Наровчатов: Очерк творчества. М., 1971; Озеров Л. Программа на целую жизнь // Литературная Россия. 1979.28 сент.; Медников А. Страницы большой судьбы // Вопросы литературы. 1984. №5; Воспоминания о Сергее Наровчатове. М., 1990; Захаров А.Н. Наровчатов С.С. // Русские писатели XX в.: биографический словарь / главный ред. П.А.Николаев. М., 2000.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |