Налбандян Микаэл Лазаревич |
|
1829—1866 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Микаэл Лазаревич НалбандянНалбандян, Микаэл Лазаревич (1829-1866) — революционер-демократ, философ, публицист, поэт, критик и теоретик литературы. Родился в г. Нор-Нахичевань (ныне район г. Ростова-на-Дону) в семье ремесленника. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 247. Налбандян Микаэл Лазаревич (1829—1866) — армянский мыслитель, революционный демократ, социалист-утопист, просветитель, поэт и публицист. По своим философским взглядам Налбандян — материалист. В теории познания Налбандяна исходил из единства чувственного и рационального, дедукции и индукции, критиковал идеалистическое понимание природы общих понятий и идей. Налбандян подверг критике философию Канта, Фихте, Гегеля, особенно их политические взгляды. В эстетике он разделял и развивал идеи и взгляды русских революционных демократов; эти идеи он воплощал в своей художественной деятельности, будучи крупным поэтом и писателем. Основные сочинения: «Две строки» (1861), «Земледелие как верный путь» (1862), «Гегель и его время» (1863) и др. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 277. Налбандян Микаэл (Налбандов Михаил Лазаревич) [2(14) ноября 1829, Hop-Нахичевань, ныне район Ростова-на-Дону – 31 марта (12 апреля) 1866, Камышин] – армянский мыслитель, писатель, публицист. В 1855–58 учился на медицинском факультете Московского университета; в дальнейшем сосредоточился на литературной и общественной работе. В 1860–62 посетил Турцию, Индию, Западную Европу, познакомился с А.И.Герценом, Н.П.Огаревым, М.А.Бакуниным; по возвращении в Россию (1862) был арестован, осужден по делу о сношениях с «лондонскими пропагандистами» и после трехлетнего заключения в 1865 сослан в Камышин, где вскоре умер. Налбандян был сторонником просветительской философии, в которой человек полагается творцом и объектом философии. Философия, по Налбандяну, вытекает из условий жизни и обращается к жизни, учит правильному мышлению, умению видеть и оценивать вещи в их естественном виде, пробуждает «спящих людей», призывает к бодрости, бдительности и деятельности. Она делится на логику, натурфилософию и этику, причем метафизическая часть находится в человеке. Налбандян – критик всякой умозрительной философии, тем не менее в числе его авторитетов как «бессмертных друзей угнетенного человечества» были Фихте, Кант и Гегель; диалектику Гегеля Налбандян принимал в той форме, в какой ее изложил Чернышевский. Не порывая полностью с религией, ратовал за ее реформирование. Как просветитель Налбандян – сторонник европеизации всех сторон жизни Востока, Армении в т.ч. Выступал за развитие понятного народу живого литературного армянского языка, новой армянской литературы, за воспитание нации как «личности народа» с ясными взглядами и воззрениями, за ее приобщение к идеям прогресса и свободы и особенно правосудия как основы жизни нации. В.Ф. Пустарнаков Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 12. Налбандян Микаэл (Налбандов Михаил Лазаревич) [2(14).11.1829, Нижний Нахичевань, ныне район Ростова-на-Дону, —31.3(12.4).1860, Камыгаин], революционный демократ, философ, публицист, поэт, критик и теоретик литературы. В 1855—1858 годы учился на медицинском факультете Московского университета, интересовался русской литературой, изучал сочинения Белинского, Герцена и Чернышевского, которые повлияли на его переход к революционному демократизму. В 1857—1862 годы Налбандян неоднократно бывал в европейских странах, посетил Турцию и Индию. В Константинополе создал вокруг армянского журнала «Мегу» революционно-демократиескую группу «Партия молодых», установил связи с Герценом, Огарёвым, Дж. Гарибальди и Дж. Мадзини и возглавил армянское национально-освободительное движение. За революционную деятельность и связь с группой так называемых лондонских пропагандистов в 1862 году был арестован и заточён в Петропавловскую крепость. После трёхлетнего заключения, больной туберкулёзом, Налбандян был сослан в Камышин. Свою жизнь Налбандян посвятил защите интересов народных масс и созданию свободной единой суверенной Армении во взаимодействии с революц. движением рус. народа и угнетённых народов России и Турции, разоблачал армянских либералов, их утверждения о возможности прогресса в условиях крепостничества. В труде «Земледелие как верный путь» (1862), критикуя реформу 1861 года с позиций общинного социализма, предсказывал неизбежность крестьянской революции, однако его социализм, несмотря на ориентацию на революционный путь, носил утопический характер. Налбандян подверг резкой критике капитализм и колониализм, ему принадлежит особая заслуга в разработке вопросов национально-освободительного движения. Налбандян считал, что нация — явление историческое. Национальный вопрос может быть решён в результате уничтожения социального гнёта и победы социалистического начала, которое он связывал с общиной. Налбандян считал, что развитие национально-особенного движения не отделяет, а сближает народы. Он подверг критике расизм, космополитизм и национализм. По своим философским воззрениям Налбандян — материалист. Дух он рассматривает как свойство материи. Философия должна заниматься реально существующими вещами — природой и человеческим обществом. Исходя из антропологического материализма, Налбандян видел твёрдый фундамент философии в истории и естествознании и критиковал идеалистов, основывающихся на умозрительных, абстрактных схемах. Налбандян отверг упрощённый, механистический взгляд на развитие и движение, которое считал принципом всего сущего. Жизнь природы и общества есть движение, а движение есть борьба. Диалектика у Налбандяна неотделима от революционного подхода к жизни. В понимании истории Налбандян в конечном счёте был идеалистом, хотя его высказывания содержали много материалистических положений, напр. о классовом характере государства, об объективной экономической основе существования различных социальных групп, неизбежности их борьбы и революции в эксплуататорском обществе. Религия, по Налбандяну, представляет собой извращённое отражение сил природы в головах людей и их фетишизацию; закреплению этих представлений способствует социальный гнёт. Налбандян подверг критике религиозную и «официальную» мораль господствующих классов, ибо капитализм исключает свободу и справедливость. Он подчёркивал связь искусства с жизнью, его социальную природу. Искусство, по Налбандяну, выносит оценку, приговор действительности, требует её преобразования согласно идеалу. Налбандян заложил основы армянской реалистической критики и эстетики, создал образцы гражданственной поэзии. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения в русском переводе: Избр. филос. и обществ.-политич. произведения, М., 1954; Стихотворения, М., 1967; Соч., т. 1—2, Ер., 1968—70. Литература: Саркисян X. С., Микаэл Налбандян и вопросы языка, Ёр., 1955; Гуланян X. Г., Микаэл Налбандян, М., 1955; Даронян С., М. Н., М., 1963; его ж е, М. Налбандян и русские революционные демократы, М., 1967. Налбандян Михаил Лазаревич (2.XI.1829 - 31.IV.1866) - армянский революционный демократ, философ, публицист, поэт, литературный критик. Родился в семье ремесленника. Учился в школе священника Г. Патканяна. С 1846 года служил секретарем епархиального правления Нахичевани, защищал интересы крестьян и ремесленников, обличал беззакония, за что подвергся гонениям. В 1853 году сдал экзамен при Петербургском университете и получил должность преподавателя армянского языка в Лазаревском институте восточных языков в Москве. В 1854 году поступил вольнослушателем на медицинский факультет Московского уиверситета. Формировался под влиянием революционных идей В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского. В 1858-1860 годы сотрудничал в журнале "Юсисапайл", изданном С. Назаряном. В 1857-1862 годы неоднократно бывал за границей. В Константинополе вокруг армянского журнала "Мегу" создал революционную группу "Партия молодых". Установил связи с Герценом, Дж. Мадзини, возглавил армянское национально-освободительное движение. За революционную деятельность в 1862 году был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Через три года больной туберкулезом был сослан в городе Камышин, где умер. Жизнь Налбандяна была отдана защите интересов народа и созданию свободной Армении. Большую роль в этом Налбандян отводил русскому революционному движению. Разоблачая армянских либералов, Налбандян отрицал возможность прогресса в условиях крепостничества и предсказывал неизбежность революции ("Земледелие как верный путь"). Социализм Налбандяна был утопическим, крестьянским. Он чрезмерно преувеличивал роль просвещения. Налбандян принадлежит большая заслуга в разработке вопросов национально-освободительного движения. Решение национального вопроса Налбандян искал в уничтожении социального гнета и победе социалистического начала, которое он связывал с общиной. Историческая концепция Налбандяна нашла отражение в его произведениях: "Земледелие как верный путь" (1862), "Мхитар Себастаци и мхитаристы" (1858), "Гегель и его время" (1863, опубл. 1902), "Две строки" (1861), "Иезуиты" (1857), "Письмо Лазаря Парбского" (1868) и др. В понимании истории Налбандян был идеалистом, хотя в его взглядах имелись отдельные элементы материализма. Налбандян признавал огромное значение экономического фактора в жизни общества, классового характер государства, неизбежность социальной борьбы и революции в эксплуататорском обществе. Мировоззрение и историческая концепция Налбандяна противостояли взглядам армянских клерикальных историков. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966. Сочинения: Полное собр. соч., т. 1-4, Ер., 1940-49; Избр. философ. и обществ.-политич. произв., М., 1954; на арм. яз. - О новом журнале на арм. яз., "Молва", 1857, No 26; Нац. бедствие, Ер., 1939. Литература: Даронян С. К., М. Налбандян, М., 1963; Саркисян X. С., М. Налбандян и вопросы языка, Ер., 1955; Иоаннисян А. С., Налбандян и его время, кн. 1-2, Ер., 1955-56 (на арм. яз.); Очерки истории ист. науки в СССР, т. 2, М., 1960. Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Соч. в 2 т. Ереван, 1968-70. Полное собр. соч., т. 1-4, Ер., 1940-49; Избр. философ. и обществ.-политич. произв., М., 1954; на арм. яз. - О новом журнале на арм. яз., "Молва", 1857, No 26; Национальное бедствие, Ер., 1939. Литература:Даронян С.К. Микаэл Налбандян. М., 1963; Даронян С.К. Налбандян и русские революционные демократы. М., 1967; Хачатурян А.Б. М.Л.Налбандян. М., 1983. Саркисян X. С., М. Налбандян и вопросы языка, Ер., 1955; Иоаннисян А. С., Налбандян и его время, кн. 1-2, Ер., 1955-56 (на арм. яз.); Очерки истории ист. науки в СССР, т. 2, М., 1960.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |