Нагель Эрнст
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Нагель Эрнст

1901-1985

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Эрнст Нагель

Нагель (Nagel) Эрнест (р. 9.11.1901, Чехословакия), американский философ. Разделяя по многим вопросам позицию логического эмпиризма, Нагель в то же время выступает против неопозитивистского принижения роли теоретических понятий в науке, подчёркивает взаимосвязь теории и опыта в научном познании. Он критикует также широко распространённый в западной философии науки индетерминизм, опираясь на стихийно-материалистические установки. В центре интересов Нагеля — логика и методология науки. Свою философскую систему он называет «натурализмом», понимая под этим учение о том, что в мире действуют лишь тела в пространстве и времени: психические явления суть проявления организации человеческого тела; в мире имеется несводимое многообразие вещей, качеств и процессов, которые не следует рассматривать как части единой рациональной схемы, созданной трансцендентным разумом; нет никаких оккультных сил и трансцендентных сущностей, в частности бога. Натуралистический подход в общественной теории и взглядах на мораль у Нагеля проявляется в том, что для него человечество является «случайным событием» в истории космоса; ценность моральных норм зависит от их совпадения с фактическими физическими, биологическими и социальными потребностями, поэтому моральная ценность идеала определяется его способностью организовывать и направлять человеческой деятельность.

Нагель выступал против попыток введения онтологических или трансцендентальных оснований необходимости законов логики: логико-математические принципы должны пониматься на основе их функций в соответствующем контексте научного исследования. Занимаясь философскими вопросами квантовой механики, Нагель отрицал, что она влечёт индетерминизм.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: An introduction to logic and scientific method, N. Y., 1944 (COSM. с M. R. Cohen); Sovereign reason, and other studies in the philosophy of science, Glencoe, 1954; Logic without metaphysics and other essays in the philosophy of science, Glencoe, 1956; Principles of the theory of probability, CM., 1958; The structure of science, N. Y., 1961.

Литература: Xиля Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 14; Каримский А. М., Философия амер. натурализма, М., 1972.


Нагель (Nagel) Эрнст (16 ноября 1901, Нове-Место, Чехия – 20 сентября 1985, Нью-Йорк) – американский философ, представитель натурализма. Закончил Колумбийский университет, в котором затем преподавал (1931–1970), Основные области исследования Нагеля – логика и философия науки. В своей трактовке научного знания Нагель сохранял определенную приверженность логическому эмпиризму. Так, согласно ему, логико-математические принципы выражают лингвистические правила, а эмпирические высказывания только тогда являются осмысленными, когда они могут быть подтверждены на опыте. Однако Нагель не согласен с конвенционалистской трактовкой логики и не считал чувственные данные тем фундаментом, на котором можно построить структуру знания: эмпирическое познание невозможно без логических средств анализа, которые не имеют коррелятов в опыте. Выдвигая концепцию «логики без онтологии», Нагель критикует тех, кто пытается подвести онтологические и трансцендентные основания под необходимый характер логических законов, ибо в результате это означает игнорирование их нормативной природы. В трактовке логико-математических принципов следует прежде всего учитывать их функции в конкретных научно-исследовательских контекстах. Важный аспект натуралистической философии Нагеля составляет его трактовка ментальных событий и процессов как определенного аспекта телесной организации человека, однако она не предполагает сведения психологических предикатов к физическим (ибо редукционизм, по мнению Нагеля, ошибочен). Ошибочно, например, утверждать, что термин «головная боль» – это синоним какого-то термина физической теории; мы вправе лишь утверждать, что головная боль появляется только тогда, когда имеются определенные физико-химические условия в мозге. Это свидетельствует об «экзистенциальной и каузальной первичности организованной материи» в устройстве природы, в которой не может быть места оккультным силам и трансцендентным сущностям, как невозможно бессмертие души. В своей наиболее известной книге «Структура науки» (The Structure of Science, 1961) Нагель рассматривает широкий круг вопросов о природе объяснения, логике научного исследования, структуре научного знания и т.д. Он детально разрабатывает гипотетико-дедуктивную модель объяснения как единый тип объяснения для всех наук, включая биологические и социальные. Согласно этой модели, объяснить какое-либо явление – значит показать, что оно выводимо из некоторого множества законов, действующих при определенных («начальных») условиях. Историк, как и любой другой ученый, должен объяснить, почему произошло то или иное событие, а для этого ему нужно выявить определенные детерминированные «регулярности» в развитии общества. Однако детерминизм в истории не означает признания «исторической неизбежности» и не отменяет моральной ответственности людей. В своей философской оценке квантовой механики Нагель вслед за Эйнштейном и Планком отрицает, что эта физическая теория имеет индетерминистские следствия.

Л.Б. Макеева

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 7.


Нагель (Nagel) Эрнст (1901-1985) - американский философ, один из ведущих представителей философии науки 20 века. Профессор Колумбийского университета (1931-1970). В своей трактовке научного знания Нагель близок к логическим эмпиристам, разделяя с ними убеждение в том, что логико-математические принципы выражают лингвистические правила, а осмысленность эмпирических высказываний связана с их подтверждаемостью на опыте. Вместе с тем Нагель выступает против характерного для логического эмпиризма принижения роли теоретических понятий в научном познании и не склонен считать чувственные данные тем фундаментом, на котором можно возвести структуру знания. Выдвигая концепцию «логики без онтологии», Нагель критикует тех, кто подводит онтологические основания под необходимый характер логических законов, ибо для него это означает игнорирование их нормативной природы. В своей наиболее известной книге «Структура науки» (1961) Нагель анализирует широкий круг вопросов о природе Объяснения, логике научного исследования, структуре научного знания, детерминизме, способах редукции одной теории к другой и т.п. Он детально разрабатывает гипотетико-дедуктивную модель объяснения как единую структуру объяснения для всех наук. В целом свою философскую позицию Нагель определяет как Натурализм, признавая единственным и всеобъемлющим объектом познания природу, которая вмещает в себя локализованные в пространстве и времени физические тела и в которой нет места таинственным оккультным силам и бестелесным духам. Психические явления трактуются им как определенный аспект телесной организации человека, а появление человечества - как «случайное событие» в развитии космоса, однако открыть причинную детерминированность психических, равно как и социальных, процессов предстоит, по мнению Нагеля, в ходе будущих эмпирических исследований.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 306.

Сочинения: An Introduction to Logic and Scientific Method. N. Y., 1934 (with Cohen M. R.); Principles of the Theory of Probability. Chicago, 1939; Sovereign Reason. Glencoej 1954; Logic Without Metaphysics. Glencoe, 1956; The Structure of Science: Problems in the Logic of Scientific Explanation. N. Y., 1961.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица США (биографический указатель).

Сочинения:

Sovereign Reason. Glencoe (III.), 1954;

Logic Without Metaphysics. Glencoe (Ill.), 1956;

Godel’s Proof (with J.R.Newman). N.Y., 1958;

An Introduction to Logic and Scientific Method. N. Y., 1934 (with Cohen M. R.);

Principles of the Theory of Probability. Chicago, 1939;

 The Structure of Science: Problems in the Logic of Scientific Explanation. N. Y., 1961.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС