Нагарджуна |
|
?-250 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
НагарджунаНагарджуна (2 в. н. э.), инд. философ, основатель буддийской школы мадхъямика, один из учителей махаяны. Согласно традиции, проповедовал в Наланде учение «Праджнапарамита-сутр». Главное сочинение Нагарджуны «Мадхья-мика-карика» («Карики срединного учения»), известное как «Нагарджуна -шастра» или «Сутры Нагарджуны». Нагарджуна назвал свою философию «средним путём», в согласии с определяющим понятием раннего буддизма. Для Нагарджуны характерно не систематическое изложение собственной концепции, а опровержение существующих уже концепций (вайбхашики, саутрантики и др.) своеобразным «диалектическим» методом демонстрации абсурдности их логической конструкции. Так, в своём главном сочинении Нагарджуна опровергая учение вайбхашики (и санкхьи), стремился доказать противоречивость понятия причинной связи и других понятий. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Литература: Щербатской Ф. И., Буддийский философ о единобожии, СПБ, 1904; см. также лит. к ст. Мадхъямика. Нагарджуна (санскр. Nāga-arjuna – Змей-древо) (150 до н.э.– 250) – основоположник мадхьямики, автор ее базисных текстов. Причислен к просветленным существам, или бодхисаттвам, махаяны и совершенным магам, или сиддхам, ваджраяны. О Нагарджуне известно только из агиографических источников, описывающих его как сверхъестественное существо, жизнь которого длилась от 400 до 600 лет в подвигах во славу махаяны. Возможно, он был брахманского рода из Южной Индии, мастером философской полемики и медитации, творцом более дюжины религиозных и логико-диалектических произведений, хотя в китайских и тибетских переводах сохранилось около 200 приписываемых ему трудов: от комментариев на буддийские сутры до руководств по алхимии, врачеванию, металлургии и т.д. В научной буддологии Нагарджуну принято считать автором «Мадхьямика-карики» и доктринально родственных трактатов, в которых комментировались и защищались в полемике идеи ранней махаяны. В этих текстах (некоторые из них дошли до нас и на санскрите) использовались различные подходы, в т.ч. и метод негативной диалектики, для передачи неописуемости недвойственного Абсолюта через отдельные мадхьямиковские учения: о тождестве нирваны и сансары, о пустоте, об отсутствии во всеобщей относительности и взаимообусловленности независимой сущности, о двух истинах – условной и безусловной, о двух телах Будды, о двоякой практике Просветления – посредством накопления нравственности (пунья) и интуитивно-йогических знаний (джняна) и т.д. Труды Нагарджуны изучались и комментировались в течение всего периода индийского буддизма, эта традиция продолжается до сих пор в тибето-монголо-российском и в определенной степени в китайско-японском буддизме. В.П.Андросов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 7. Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Литература:Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990; Lamotte É. Le Traité de la grande vertu de saggesse de Nāgārjuna (Mahāprañā-pārami-tashāstra), t.1–5. Louvain, 1944–80; Ramanan K.V. Nāgārjuna’s Philosophy. Delhi, 1978; Lindtner Ch. Nagarjuniana. Studies in the Writings and Philosophy of Nāgārjuna. Cph., 1982; Tola F., Dragonetti C. On Voidness. A study on Buddhist Nigilism. Delhi, 1995.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |