Музоний Руф
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Музоний Руф

2 в. н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Музоний Руф

Музоний Руф (Musonius Ruftis) Гай (ок. 30 н.э. – нач. 2 в. н.э.) – философ-стоик, представитель позднестоической моралистики, учитель Эпиктета. При Нероне был отправлен в ссылку, из которой возвратился при Гальбе (69); пользовался известностью в кругу просвещенной римской знати. Беседы Музония (вероятно, на греческом языке) были записаны слушателями; сохранившиеся фрагменты (всего 53) нередко представляют собой тематически цельные диатрибические топы («Об аскезе», «О том, что следует презирать трудности», «Препятствует ли брак философствованию» и т.п.). Интересы Музония сосредоточены преимущественно в области прикладной этики; его теоретические взгляды сводятся к переосмысленным в практической плоскости расхожим стоическим догмам с элементами кинизма и, возможно, неопифагореизма. Природной расположенности (οἰκείωσις) к добродетели могут препятствовать ошибочные представления (frg. 2; 11 Η.). Философия – искусство наставления и врачевания души (36), которое Музоний превращает в практическую аскетику: реальная добродетель – плод привычки и упражнения; она узнается не из теорем, а за лопатой и плугом (1–2; 7–8; 11). Вместе с тем нужно заботиться о своем душевном здоровье, не причинять зла другому и во всем уподобляться богу (9–10; 36–37). Эклектическая аскетика Музония во многом близка к программе Секстия, а в ряде пунктов напоминает «Философумены» Гиерокла; в ней отчетливо заметны те тенденции развития позднестоической этики, которые в полной мере заявят о себе у Эпиктета и Марка Аврелия. Влияние Музония достаточно заметно в раннехристианской моралистике – напр., в «Педагоге» Климента Александрийского.

А.А.Столяров

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 620.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Все римляне (биографический указатель в алфавитном порядке).

Стоицизм определение понятия).

Фрагменты:

С.Musonii Rufi reliquiae, ed. О.Hense. Lipsiae, 1905;

Musonius Rufus, Entretiens et fragments, introd., trad. et comm. A.Jagu. Hildesheim, 1979;

Teles Cynicus, Deux prédicateurs de l’antiquité: Télès et Musonius, trad. par A.J.Festugière. P., 1978.

Литература:

Van Geytertbeek. Musonius Rufus and Greek Diatribe. Assen, 1962;

Laurenti R. Musonio, maestro di Epitteto. – ANRW II 36,3. B. – N. Y., 1989, p. 2105–2146.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС