Мюллер, Фридрих Макс
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мюллер, Фридрих Макс

1823-1900

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Фридрих Макс Мюллер

Мюллер, Макс Мюллер (Мах Müller), Фридрих Макс (6.XII.1823 - 28.X.1900) - ученый-востоковед, филолог, историк религии и философии. Сын известного немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Родился в Дессау (Германия). Учился в Лейпцигском и Берлинском университетах. С 1848 года жил в Оксфорде (Англия). Наибольшие заслуги принадлежат Мюллеру в индологии - критическое издание Ригведы, первые публикации ряда буддийских рукописей на санскрите, труды по истории древнеиндийской литературы и философии, переводы упанишад, Дхаммапады, Хитопадеши и других текстов. Значительную роль в востоковедении сыграла основанная Мюллером и выходившая под его редакцией (с 1879 года) серия «Священные книги Востока» ("Sacred books of the East"), 49 томов которой познакомили европейских читателей с переводами религиозных и юридических памятников индийской, персидской, китайской и других литератур. Работы Мюллера по истории религии, отразившие его увлечение солярной теорией, в основном устарели. Мюллер склонен был, в частности, связывать образование мифов с эволюцией языка.

А. Я. Сыркин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Мюллер, Фридрих Макс (Meuller), (1823-1900), немецкий филолог, востоковед, специалист по общему языкознанию и мифологии, невольный прародитель арийской расовой теории. Родился 6 декабря 1823 в Дессау. Сын немецкого писателя, поэта и придворного библиотекаря Вильгельма Мюллера. В 1841 поступил в Лейпцигский университет, где по совету Германа Брокгауза начал изучать санскрит. В 1844 в Берлине изучал сравнительную филологию у пригласившего его профессора Франца Боппа, также занимался идеалистической философией Фридриха фон Шеллинга. Посетив Париж в 1845, Мюллер ознакомился с трудами Эжена Бурнофа, ведущего специалиста по языку Авесты, который побудил его изучать сравнительную религию. Эта дисциплина привлекала его внимание до конца жизни. В 1846, решив осуществить новое издание "Ригведы", Мюллер отправился в Англию, где изучал архивы "Ост-индской палаты" в Лондоне и работал в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета. Оказав блестящему молодому немцу теплый прием, английские ученые представили его королеве Виктории и принцу-консорту и убедили Ост-индскую компанию оказать ему финансовую поддержку для издания "Ригведы (6 тт., 1849-1874).

В 1856 Мюллер стал преподавателем современных языков Института Тейлора в Оксфорде, где его репутация начала стремительно расти благодаря блестящим лекциям по классической антропологии и лингвистике. Мало интересуясь новой антропологией и этнографией, Мюллер утверждал, что растущее человеческое сознание надо объяснять, исходя из истории языка. Он считал себя "автором науки о языке", хотя многие его теории были опровергнуты более поздними исследованиями.

Мюллер оказался невольным творцом популярной, начиная со второй половины XIX века, "арийской теории". Именно он ввел в оборот термин "ариец" вместо громоздкого "индоевропеец". Одним из первых он начал изучать миграцию индоевропейских народов, чем подготовил почву для псевдонаучной "арийской теории", основанной на подтасовке понятий "раса" и "язык". Мюллер сам был ошарашен неожиданным применением сделанных им предположений и в 1888 предостерег ученых, изучающих проблемы расы: "Я вновь и вновь заявляю, что если я говорю "арийцы", то не имею в виду ни кровь, ни кости, ни волосы, ни череп. Я подразумеваю только тех, кто говорит на арийском языке. Для меня этнолог, который твердит об арийской расе, арийской крови, арийских глазах и волосах, является носителем величайшего греха как лингвист, который рассуждает о долихоцефальном словаре или брахицефальной грамматике. Это хуже, чем вавилонское смешение языков - это явное воровство. Мы должны создавать собственную терминологию для классификации языков. Пусть этнологи создают собственные термины для классификации черепов, волос, темперамента, происхождения, рода". Понятие "ариец" в языкознании, настаивал Мюллер, совершенно неприменимо к происхождению. Оно означает язык и ничего кроме языка, и если кто-то говорит об арийской расе в целом, это не означает ничего, помимо арийской речи.

Но ущерб уже был нанесен. Мюллер принял упрек, но все его доводы не оказали воздействия на расистов. Он умер в Оксфорде 28 октября 1900. С этого времени началось заимствование "науки" - лингвистическая палеонтология для подтверждения существования, чистоты и превосходства арийской (позднее - нордической) расы. В итоге расизм сделался центральной идеологией Третьего рейха.

Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Исторические лица Германии (биографический указатель).

Сочинения:

Collected works, v. 1-20, L., 1898-1901; в рус. пер. - Сравнительная мифология, М., 1863;

Лекции по науке о языке..., СПБ, 1865; Религия как предмет сравнительного изучения, X., 1887; Наука о мысли, СПБ, 1891;

Шесть систем индийской философии, М., 1901;

Философия Веданты, М., 1912.

Литература:

Müller G. A., The life and letters of Max Müller, v. 1-2, L., 1902.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС