Можайский Александр Федорович |
|
1825-1890 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Фёдорович Можайский
Можайский Александр Фёдорович [9(21).3. 1825, Роченсальм, ныне Котка, Финляндия,— 20.3(1.4).1890, Петербург], русский исследователь и изобретатель в области создания летательных аппаратов (ЛА) тяжелее воздуха, контр-адмирал (1886). В 1841 году окончил Морской кадетский корпус. В 1841—1862 и 1879—1882 годы служил в военно-морском флоте, в 1862—1879 годы — в гражданских ведомствах. С 1856 года Можайский начал исследовать возможность создания ЛА тяжелее воздуха и посвятил этой цели всю дальнейшую жизнь. Круг его научных интересов в этой области был весьма обширен: он всесторонне изучал строение крыльев птиц, их способность к парящему полёту, исследовал работу воздушных винтов, динамику полёта, одновременно строил модели ЛА. В отличие от многих изобретателей того времени, пытавшихся строить ЛА с машущими крыльями, Можайский твёрдо стал на путь создания машины с неподвижным относительно корпуса крылом. В 1876 году с успехом публично демонстрировал полёты своих моделей. 3 ноября 1881 года (по заявке от 4 июня 1880) получил первую в России привилегию на изобретённый им «воздухолетательный снаряд» (самолёт). В том же году начал постройку самолёта с двумя паровыми двигателями мощностью 20 и 10 л. с. (ок. 15 и 7,5 кВт соответственно) на военном поле в Красном Селе под Петербургом. Постройка самолёта в основном была завершена летом 1882 года. Официальные документы о полёте на этом самолёте не сохранились, но известно, что с 1882 по 1885 годы Можайский ежегодно получал разрешения штаба войск гвардии и Петербургского военного округа на проведение опытов со своим «воздухолетательным снарядом». Описания, относящиеся к 1909 и более позднему времени, свидетельствуют о том, что попытка полётов окончилась неудачно. ЛА тяжелее воздуха, созданный Можайским, его деятельность первоначинателя в области авиации представляют большой интерес для истории как одна из первых попыток создать самолёт, пилотируемый человеком. Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 5.
Можайский Александр Федорович (1825, г. Роченсальм Выборгской губ. - 1890, Петербург) - изобретатель в области воздухоплавания. Родился в семье морского офицера. В 1841 окончил Морской кадетский корпус и в 1853-1855 годы принял участие в походе на фрегате "Диана" к берегам Японии через Атлантический и Тихий океаны. В 1862 году оставил флотскую службу и переселился в свое имение на Украину. Служил в Российском обществе пароходства и торговли. Серьезно заинтересовался возможностью полета на аппарате тяжелее воздуха. Выйдя в отставку, в 1876 году переехал в Петербург, где приступил к строительству летательного аппарата, и в ноябре 1881 получил патент на "воздухоплавательный снаряд". Военное министерство не оказало Можайский никакой поддержки, считая создание летательных аппаратов тяжелее воздуха преждевременным и нецелесообразным делом. Причиной такого мнения послужили неудачные испытания машины в воздухе в 1883 году. "После разбега самолет отделился от земли и поднялся в воздух. В следующий момент он по неизвестным причинам резко изменил направление и налетел на высокий забор, повредив крыло и шасси". Несмотря ни на что, Можайский продолжил работу. Не имея средств, Можайский был вынужден продать не только свои имения в Вологодской губ. и на Украине, но и личные вещи. Завершить свои труды Можайский не успел. Работа по созданию летательного аппарата - одна из первых попыток практического самолетостроения. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.
Достойный сын вологодчиныСреди многих достойных сынов вологодчины значится имя
контр-адмирала А.Ф.Можайского. "Я желал быть полезным своему отечеству" - такие
слова написал он в одном из писем. Согласно послужных списков семейной династии
Можайских, семь офицеров флота находились на службе России более 100 лет. За
верность военной присяге, за мужество и героизм они награждены многими орденами
и медалями.
"Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на
старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в
саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит он
не любит их. Николай ЧЕПУРНЫХ
Литература:Александр Федорович Можайский — создатель первого самолета. Сборник документов. М., 1955; Вишенков С. А. Александр Можайский. М., 1952; Космодемьянский А.А. Александр Федорович Можайский // Вопросы истории естествознания и техники, М., 1975. Вып. 2 (51) Шавpов В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 года. М., 1969.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |