Мотрошилова Неля Васильевна |
|
р. 1934 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Неля Васильевна МотрошиловаМотрошилова Неля Васильевна (21.02.1934, Харьковская обл.) - специалист по истории европейской и русской философии, д-р философских наук, профессор, заведующий отделом историко-философских исследований Института философии РАН (до 2013 г.); в настоящее время - главный научный сотрудник института; главный редактор «Историко-философского ежегодника». Защитила докторскую диссертацию «К проблеме социальной обусловленности познания (из истории философии XVII- XVIII вв.)» (1970). Преподавала в МГУ и др. вузах Москвы, Работы Мотрошиловой переведены на ряд европейских языков, китайский и японский языки. Научные исследования Мотрошиловой охватывают отечественную мысль конца XIX - начала XXI века и европейскую философию от античности до наших дней. Автор более 250 научных трудов, в т. ч. 14 монографий. Под ее руководством подготовлен 4-томный труд «История философии: Запад-Россия-Восток» (1994-1999; 2010). Член редколлегии журнала «Вопросы философии» и ряда международных редколлегий. В центре внимания Мотрошиловой как исследователя отечественной мысли - история русской философии конца XIX- XX века: В. С. Соловьев, Бердяев, Франк, Шестов, философия права (И. А. Ильин, Новгородцев) и феноменология (Шпет, Яковенко). Исследуя перекличку философских идей России и Запада, Мотрошилова выдвинула концепцию, согласно которой новая парадигма европейского и российского философствования XX века была тесно связана с идеями западной философии и российских философов, прежде всего В. С. Соловьева («Мыслители России и философия Запада», 2006). Анализируя работы Мамардашвили, Мотрошилова интерпретирует его философию как опыт оригинальной феноменологии, в центре которой такие понятия, как «воспоминания», «любовь» и «смерть». Разрабатывая концепцию мировой цивилизации, Мотрошилова анализирует понятия «цивилизация» и «варварство», «эпоха» и «историческая ситуация», выявляет «коренные мощные выбросы варварства», проявляющиеся в истории. Выдвигает идею современного цивилизационного отставания России в контексте общемировых кризисных явлений, порожденных современной цивилизацией, размышляет о проблемах и перспективах объединенной Европы. Исследует глобальные угрозы современному миру, включая бюрократию и коррупцию, Обсуждает проблему реформирования гуманитарной науки в вашей стране, подчеркивает опасность изоляционизма для развития философии и культуры в целом. Мотрошилова подвергает критике предрассудки и стереотипы, содержащиеся в некоторых оценках отечественной философии советского периода, показывая, что в СССР в период господства официальной идеологии (догматизированного марксизма-ленинизма) происходило реальное становление новаторской исследовательской мысли. Мотрошилова отстаивает идею о ведущей роли истории философии в современной системе философского знания. Ю. В. Синеокая Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 389-390.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:Социокультурный контекст 50-80-х гг. XX в. и феномен Мамардашвили // Мераб Мамардашвнли: «Быть философом - это судьба». М., 20И; Характер и масштабы нарушения цивилизационных норм в современной России (заметки и впечатления) // Вестник аналитики. 2011. № 2(44); Нравственно-моральное измерение экзистенциального опыта и проблема смерти в художественном творчестве Льва Толстого // Философия и этика: Сб. научных трудов к 70-летию академика А. А. Гусейнова. М., 2009; О диалоге Мераба Мамардашвили с Жаном-Полем Сартром // Мераб Константинович Мамардашвили. М., 2009; О современном понятии гражданского общества // Вопросы философии, 2009. № 6; Глобализация и критическое обновление ценностей разума, просвещения и общественного договора // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты. М., 2007; Понятие и концепция жизненного мира в поздней философии Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. 2007. № 7, 9; Судьба поколения и личность ученого // Замошкин Юрий Александрович (1927-1993) (Сб. воспоминаний). М., 2007; И снова о варварстве как оборотной стороне цивилизации - применительно к России // Человек. Наука. Цивилизация. К семидесятилетию академика В. С. Степина. М., 2004; Николай Бердяев: философия жизни как философия духа и западная мысль XX в, // Историко-философский ежегодник 2001. М., 2003; Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля // Вопросы философии. 2000. № 4, и др. Литература:Сущность и слово: Сб. научных статей к юбилею проф. Н, В. Могрошиловой. М., 2009; Гусейнов А. А. Н. В. Мотрошилова и философы-шестидесятники. Предисловие// Мотрошилова Н. В. Работы разных лет. М., 2005; Беседа с Н. В. Мотрошиловой // Вопросы философии. 1997. № 9; Ознобкина Е. Н. В. Мотрошилова. Беседа // Логос. 2000. № 1.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |