Морозов, Николай Александрович |
|
1854-1946 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Морозов Николай Александрович (25.06(7.07). 1854, с. Борок Ярославская губ. - 30.07.1946, там же) - революционный народник, ученый, писатель, член исполкома «Народной воли», участник покушений на Александра II. Морозов провел в одиночке Шлиссельбургской крепости 22 года. После Октября 1917 г. - почетный академик (по предложению Ленина, выдавшего Морозову охранную грамоту на имение). Как общественный деятель сформировался под влиянием «русского социализма», ценил труды Прудона и Чернышевского (у последнего выделял политэкономию трудящихся и теорию разумного эгоизма). Под влиянием заговорщического социализма Ткачева Морозов в статье «Русское террористическое движение» (опубликована в эмигрантской газете «Общее дело», 1880) изложил концепцию террористической революции. Он утверждал, что «внутренние причины революций вечно одни и те же» - ухудшение положения масс и взрыв их недовольства. Вместе с тем революции неодинаковы, своеобразны. Своеобразие русской революции происходит из отсталости патриархального крестьянства, незначительности городского пролетариата и наличия активной интеллигенции, готовой «подтолкнуть историю», сводя счеты с реакционным правительством и продажной бюрократией. Интеллигентское революционное меньшинство, «сильное и страшное своей энергией и неуловимостью», обретает в террористической революции, «самой справедливой из всех форм революций», рычаг для социального переворота. Она более гуманна, нежели «массовая революция, где гибнет много людей», и требует меньше «личных сил». Террор, включая индивидуальный, но Морозов, это месть «за поруганное человеческое достоинство» и одновременно «действие самозащиты партии». Он считал, что «3-4 удачных и быстро идущих одно за другим цареубийств» развяжут социальную революцию, а в перспективе откроют «широкую дорогу для социалистической деятельности в России». В Шлиссельбурге и после революции 1905 года Морозов обратился к изучению истории философии, науки, религии и христианства. Он резко критиковал религиозное миро-созерцание, многие события «Священной истории» (Ветхого и Нового Заветов) связывал с космическими процессами, уточняя их на основе данных древних источников о затмениях Солнца, Луны, движении комет и метеоритов, землетрясений. Считал, что начало христианства было стихийно-демократическим, а его первичной формой выступал «монашеский коммунизм», затем оно выродилось, ибо приспособилось к интересам власти. Православие, по Морозову, всегда «оставалось вне жизни» и потому еще «ниже критики», чем самодержавие. Возникновение и развитие философии Морозов усматривал в ее антропологической природе и связывал с решением вопроса: «Как произошел человек и все его окружающее?» В общих проблемах науки примыкал к механистическому материализму, считая, что «первоначальные силы природы немногочисленны» и объясняются на основе законов механики. Диалектика представлялась Морозову методом абстрактной философии, а не конкретных наук, которые не обязаны ей ни одним своим открытием. В вопросах общественной теории придерживался своей версии «эволюционной социологии». Личность, по его мнению, имеет приоритет перед «абстракцией общества», поэтому в основе социологии лежит психология. Эволюция психики человека есть причина его социальной эволюции. Человек стремится к свободе, и его деятельность, фиксируемую в исторических событиях, следует рассматривать в первую очередь с точки зрения эволюционной справедливости, нравственной ценности. Что касается таких факторов, как классы и классовая борьба, то они, по мнению Морозова, преходящи, играют лишь роль средств достижения лучшей жизни для будущих поколений. В. А. Малинин Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 387-388. Сочинения: Литературная злоба дня // Отечественные записки. 1877, № 1: Русское террористическое движение // Общее дело. Женева, 1880; Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса. М., 1907; Христос. Небесные вехи земной истории человечества. М., 1927; Повести моей жизни. М., 1917-1918. Т. 1-4. Литература: Куконская Л. Н. Н. А. Морозов. М„ 1912; Морозова К. Н, А. Морозов. М. Л., 1944. Вернуться на главную страницу Морозова
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |