Морган Льюис Генри
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Морган Льюис Генри

1818-1881

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Льюис Генри Морган

Морган Льюис Генри (1818—1881) — американский ученый, этнограф, археолог. Изучая быт американских индейцев, собрал огромный фактический материал по истории первобытного общества, который обобщил в книге «Древнее общество» (1877). Моргану принадлежит попытка создания периодизации истории доклассового общества, ценная стремлением связать каждый период с развитием техники производства, хотя фактическая сторона периодизации устарела. Морган одним из первых установил, что семья есть историческое явление, изменяющееся вместе с развитием общества. Маркс составил подробный конспект основного его труда. Энгельс писал, что Морган «по-своему вновь открыл материалистическое понимание истории, открытое Марксом...» (Т. 21. С. 25). Открытия Моргана Энгельс использовал в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Однако он не просто излагал данные Моргана, а переработал их на основе теории марксизма.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 271.

Морган (Morgan) Льюис Генри (21 ноября 1818, Орора, Нью-Йорк – 17 декабря 1881, Рочестер, Нью-Йорк) – американский этнограф и социальный философ, исследовавший развитие первобытного общества, испытал влияние просветительских идей 18 века, а из современников – швейцарского археолога, исследователя античности И. Бахофена. Изучая системы родства у ирокезов, дакотов и других индейских племен, Морган пришел к выводу об универсальности родовой организации и едином пути развития человечества через ступени дикости и варварства к цивилизации и разработал более дробную и конкретизированную периодизацию истории первобытного общества. В ее основу положены два критерия: развитие производительных сил («прогресс открытий и изобретений») и развитие института собственности, который считал исторически преходящей формой. Морган показал значение матриархата как исходной ячейки и первоначальной основы организации доклассового общества, чем опроверг господствовавшую в то время теорию патриархата как единственной формы родства. Исследуя, как матриархат сменялся патриархатом, как менялись формы семейных отношений, как под влиянием разделения труда, изменений форм собственности, роста социального неравенства разлагались древние формы родового строя, подчеркивая при этом различия в культуре разных народов, Морган доказывал единство прогрессивного развития человечества, состоящего в поступательной смене периодов, и обосновывал идею доступности прогресса для всех отсталых народов мира. Морган был активным публичным политиком, выступал в защиту прав американских индейцев, критиковал политику федерального правительства.

Ε.В. Осипова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 612-613.

Морган (Morgan) Льюис Генри (21.11.1818, Орора, Нью-Йорк,—17.12.1881, Рочестер, Нью-Йорк), американский этнограф и историк первобытного общества. В 1840 году основал общество «Великий орден ирокезов», имевшее целью изучение истории и культуры индейцев и оказание им помощи. Основное сочинение Моргана — «Древнее общество...» (1877, рус. пер. 1900, 1934 и 1935).

Морган положил начало научной истории первобытного общества. Главную причину прогресса человеческого общества он видел в совершенствовании материального производства, хотя и понимал этот процесс только как историю отдельных изобретений.

Положительное значение для своего времени имела введённая Морганом периодизация (дикость, варварство, цивилизация, с дальнейшей разбивкой этих крупных периодов на отдельные ступени), основанная на развитии отдельных элементов материальной культуры.

Важной стороной социологической концепции Моргана является его теория об историческом, преходящем характере частной собственности, развитие которой «...тесно связано с увеличением числа изобретений и открытий...» («Древнее общество», Л., 1934, с. 315).

Ядром учения Моргана является обоснованная им на огромном фактическом материале теория о едином пути развития человеческого общества, об универсальности родовой организации. Открытие Моргана универсальности материнского рода, по словам Ф. Энгельса, «...имеет для первобытной истории такое же значение, как теория развития Дарвина для биологии и как теория прибавочной стоимости Маркса для политической экономии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 22, с. 223). Теория Моргана сыграла большую роль в опровержении патриархальной теории, по которой основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, воплощавшая принципы частной собственности и власти отца. Морган уделил также большое внимание вопросам развития брачно-семейных отношений. По его схеме брачные отношения прошли путь от промискуитета через групповой брак к моногамии, а последовательно сменявшими друг друга формами семьи были кровнородственная семья, пуналуа, парная и моногамная семьи.

К. Маркс в 1880—1881 годы составил конспект книги Моргана «Древнее общество» [см. Архив Маркса и Энгельса, т. 9, (М.), 1941]. В конспекте Маркс не только излагает взгляды Моргана, но и критикует его по некоторым вопросам, а в ряде пунктов существенно дополняет материалы Моргана. Так, Маркс подчёркивает роль классовой борьбы в процессе становления государства, дополняет данные Моргана своими материалами о поздних формах общины у древних германцев и южных славян, вскрывает значение перехода от материнского к отцовскому счёту родства как процесса распада родовой организации и показывает связь моногамной семьи с возникающими классовыми отношениями. Книга Моргана и конспект Маркса были использованы Энгельсом при написании книги «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Впоследствии в работах У. Риверса, А. М. Золотарёва и других, главным образом советских, учёных были опровергнуты некоторые гипотезы Моргана о существовании кровнородственной семьи и о семье пуналуа как обязательной стадии в истории брачно-семейных отношений. Но идеи Моргана о материнском роде, о развитии брачно-семейных отношений от промискуитета через групповой брак к моногамии и др. успешно выдержали испытания временем.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 21; Семенов Ю. И., Происхождение брака и семьи, М., 1974; Токарев С. А., История зарубежной этнографии, М., 1978; Петрова-Аверкиева Ю. П., История теоретич. мысли в амер. этнографии, М., 1979; Stern B. J., L. H. Morgan social evolutionist, Chi., [1931]; Resek С., L. H. Morgan, American scholar, [Chi., 1960].

Морган (Morgan), Льюис Генри (21.XI.1818 - 17.XII.1881) - американский этнограф и археолог, историк первобытного общества, прогрессивный общественный деятель. По образованию юрист, занимался адвокатурой, позднее также коммерцией. С ранних лет интересовался бытом индейцев-ирокезов, в 1840 году основал общество "Великий орден ирокезов" (впоследствии "Новый союз ирокезов") для изучения индейцев и оказания им помощи. Как юрист выступал в защиту земельных прав индейцев, за что в 1847 году был усыновлен ирокезским племенем сенека под именем "Тот, Кто является Мостом" (между индейцами и белыми). Опубликовал ряд статей, направленных против ограбления, дискриминации и истребления индейцев в США. Первый крупный труд Моргана "League of the Ho-de-no-sau-nee, or Iroquois" (N. Y., 1851), несмотря на известную неполноту главным образом в освещении хозяйственной деятельности ирокезов, поныне остается важнейшим исследованием об этих племенах. В последующих трудах ("Systems of consanguinity and affinity of the human family", Wash., 1870; "Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации", 1877, рус. пер., 2 изд., Л., 1934; "Дома и домашняя жизнь амер. туземцев", 1881, рус. пер., Л., 1934) Морган выступает уже преимущественно как историк первобытного общества, утверждающий идеи прогресса и единства исторического пути человечества. Центральное место в учении Моргана занимает положение о роде как универсально-исторической основной ячейке первобытного общества и о развитии родового строя от матриархата к патриархату. С ним связано положение о развитии собственности от коллективных форм к частным; об эволюции семьи и брака, в которой Морган выделил ряд последовательных ступеней: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, парная семья, патриархальная семья, моногамия. Наконец,  Морган создал первую научную периодизацию первобытной истории, подразделив ее в соответствии с успехами в производстве средств существования на периоды дикости и варварства, а каждый из них - на три подпериода. Крупнейший представитель эволюционизма, Морган фактически сумел почти оторваться от него: по словам Ф. Энгельса, "Морган в границах своего предмета самостоятельно вновь открыл марксово материалистическое понимание истории..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 97). К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценили труды Моргана. Маркс составил подробный конспект книги Моргана "Древнее общество", Энгельс положил ее в основу своего классического труда "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Хотя основоположники марксизма, критически используя Моргана, сделали в своих трудах качественно новый шаг в разработке первобытной истории, в историографии имя Моргана навсегда осталось связанным с их именами, а его учение остается объектом критики со стороны ученых-антимарксистов.

Данные современной этнографии и археологии показали, что в наследии Моргана есть ряд положений, требующих пересмотра. Признаны ошибочными реконструкции кровнородственной и пуналуальной семьи, спорна универсальность отцовского рода, в значительной мере устарела периодизация Моргана, заменяемая сейчас более совершенной. Но все основные положения учения Моргана, в том числе положения об универсальности материнского рода и первичности групповых форм брака, подтверждены множеством вновь накопленных фактов и продолжают развиваться марксистской наукой.

A. И. Першиц. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Литература: Маркс К., Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. IX, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Л. Г. Морган. Жизнь и учение, 2 изд., Л., 1935; Винников И. Н., Из архива Льюиса Генри Моргана, М.-Л., 1935 (Тр. ин-та антропологии и этнографии, т. 2); Семенов Ю. И., Учение Моргана, марксизм и совр. этнография,"СЭ", 1964, No 4; White L., Lewis Henry Morgan. His life and his researches., в кн.: Morgan L. H., The Indian journals 1859-62, Ann Arbor, 1959; Resek C., L. H. Morgan. American scholar, Camb., 1960.

Далее читайте:

Мёрдок (Murdock), Джордж Питер (р. 1897), американский этнограф, посвятил свой труд опровержению учения Моргана.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица США (биографический указатель).

Сочинения:

Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса через варварство к цивилизации. СПб., 1887;

The League of the Iroquois. Ν. Υ., 1851 (1962).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС