Монтескьё Шарль Луи де Секонда |
|
1689-1755 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Шарль Луи де Секонда Монтескьё
Монтескьё (Montesquieu), Шарль Луи, барон де Ла Бред де Секонда (18.I.1689 - 10.II.1755), граф, - французский политический мыслитель, писатель, социолог и историк. Ранний представитель французской просветительской философии, один из идейных предшественников буржуазной революции конца 18 века. Родился в старинной дворянской семье. С 1716 года унаследовал пост председателя парламента города Бордо. Занимался научным и литературным трудом. Свыше трех лет Монтескьё провел в путешествиях по различным странам Европы, изучая особенности их общественно-политической жизни. Первым значительным произведением Монтескьё был эпистолярный роман "Персидские письма" ("Lettres persanes"), вышедший анонимно в Амстердаме в 1721 году. В романе Монтескьё обличает пороки правящей дворянской верхушки, осуждает завоевательные войны и объявляет неограниченную монархию строем, противоречащим разуму. В 1734 году вышел трактат Монтескьё "Рассуждение о причинах величия и упадка римлян" ("Considérations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur décadence"), в котором сделана попытка объяснить основные события истории римлян особенностями их учреждений и влиянием окружающей среды. В 1748 году в Женеве было издано анонимно главное произведение Монтескьё "Дух законов" ("De l'esprit des lois"), в котором нашли наиболее полное выражение взгляды Монтескьё на историю и его политическая теория. С позиций деизма Монтескьё отвергал теологическое объяснение исторического процесса. Один из основоположников географической школы в социологии, Монтескьё решающим фактором, определяющим политический строй государства, считал географическую среду, главным образом климат, почву и устройство поверхности. Характер народов, по мнению Монтескьё, меняется в зависимости от широты, на которой они живут, и от размеров занимаемой ими территории. Вместе с тем Монтескьё придавал большое значение формам правления и законодательной деятельности, которые могут, по его мнению, даже сглаживать вредные и усиливать полезные влияния географических условий. Несмотря на переоценку географической среды в жизни общества и идеалистического представления о роли законодательной деятельности, свойственные Монтескьё, его попытка рассматривать общественные явления как объективно закономерный процесс была, несомненно, прогрессивна для того времени. Монтескьё считал необходимым не ограничиваться изучением только истории стран Западной Европы и Ближнего Востока, как это было принято в его время, а исследовать историю всех народов земного шара. Политическая теория Монтескьё проникнута духом компромисса. Он противник абсолютизма и провозглашает основные принципы демократии: свободу слова, печати, собраний, требует равенства всех граждан перед законом, веротерпимости, осуждает рабство. Однако он не признает революционных методов осуществления этих принципов. Политический идеал Монтескьё, как и Дж. Локка, влияние которого он испытал, - государство, в котором осуществлено разделение властей и установлено равновесие между ними. Законодательная власть, по мнению Монтескьё, должна осуществляться двухпалатным парламентом, верхняя палата которого состоит из представителей аристократии, исполнительная - королем, а судебная - судом присяжных. Прототипом этого государства являлась современная Монтескьё и идеализированная им английская монархия. Учение Монтескьё о разделении властей имело много сторонников среди либеральной буржуазии и либерального дворянства и нашло свое отражение в американской конституции и в ряде конституционных актов первых этапов французской буржуазной революции (1789 и 1791); в дальнейшем оказало большое влияние на буржуазное государство право в целом. Монтескьё выступал за установление дружественных отношений между странами, осуждал захватнические войны. В России произведения Монтескьё стали известны уже в 1-й половине 18 века. В 60-х годах этого века их стали переводить на русский язык. Среди различных слоев русского общества идеи Монтескьё вызвали противоречивые отклики. Представители официальной дворянской идеологии (в том числе Екатерина II) пытались использовать монархические концепции Монтескьё для укрепления крепостнического государства. А. Д. Кантемир, встречавшийся с Монтескьё в Париже, выступил одним из первых в России популяризаторов его идей. Передовые слои русского общества от А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, декабристов до В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова высоко оценивали Монтескьё как борца против абсолютизма и выдающегося социолога. Б. A. Каменецкий. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966. Сочинения: Oeuvres complètes, v. 1-7, P., 1875-79; Oeuvres complètes, t. 1-3, P., (1950-55); в рус. пер. - Избр. произв., M., 1955; Персидские письма, М., 1956. Литература: Сорель А., Монтескьё, пер. с франц., М., 1898; Коган-Бернштейн Р. A., Влияние идей Монтескьё в России XVIII в., "ВИ", 1955, No 5; Баскин M П., Монтескьё, М., 1965; Верцман И., Шарль Луи Монтескьё, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Barckhausen H., Montesquieu. Ses idées et ses oeuvres, P., 1907; Althusser L., Montesquieu. La politique et l'histoire, P., 1959; Shackleton R., Montesquieu. A critical biography, (Oxf.), 1961. Вернуться на главную страницу Монтескье
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |