Монтескьё Шарль Луи де Секонда
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Монтескьё Шарль Луи де Секонда

1689-1755

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Шарль Луи де Секонда Монтескьё

Монтескье Шарль Луи (1689–1755). Французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо (1716– 1725), член Французской академии (1728). Основоположник географического направления в социологии. Представитель философии Просвещения XVIII века. Разделял позиции деизма, рассматривающего Бога как создателя, действующего по объективным законам материального мира. Задачей философии Монтескье считал постижение причинных связей материи, подчиняющейся законам механики. За кажущейся случайной цепью событий усматривал глубинные причины. Внешний мир отражается в сознании людей на основе деятельности разума, обобщающего результаты опыта. То, что случайности могут быть объяснены глубокими причинами, – не главное; важно то, что самые различные нравы, обычаи и мысли людей можно объединить в набор определенных типовых групп: “Я начал с изучения людей и увидел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии… Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего”. Социальные законы, по его мнению, реализуются вследствие причин объективного характера.

В сочинении “О духе законов” (1748) попытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов, исходя из их природных и исторических условий, в духе теории среды. По Монтескье, многие вещи управляют людьми – климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи. Как результат всего этого образуется общий “дух народа”, который конституируется из законов, обычаев и нравов. Монтескье вошел в историю общественной мысли Запада как предтеча социологии, однако он и не пытался системно исследовать (в отличие от О. Конта или К. Маркса) современное ему общество, оценивая его исключительно в рамках политической философии того времени. Общество, по его мнению, целиком обусловлено своим политическим устройством, поэтому прогресс недостижим – социум в политической ипостаси своей переживает череду падений и взлетов.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.


Вернуться на главную страницу Монтескье

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС