Мишел Вальтер |
|
р. 1930 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Вальтер МишелМишел (Mischel) Вальтер (род. 1930) — американский психолог, специалист по проблемам психологии развития и клинической психологии. Биография. Высшее образование получил в Нью-Йоркском университете (бакалавр, 1952; магистр, 1953). Под руководством Дж. Келли и Дж. Роттера защитил докторскую диссертацию по философии (Университет штата Огайо, 1956). С 1956 по 1958 г. профессор Колорадского университета; с 1958 по 1962 г. — Гарвардского университета; с 1962 по 1983 г. — Стэнфордского университета; с 1983 — Колумбийского университета. Награда Американской психологической ассоциации «За выдающийся научный вклад» (1982). Исследования. Известен своей позицией в дискуссии о дихотомии «личность — ситуация», а именно критикой теории черт и акцентом на ситуационно-специфических особенностях поведения личности. Им был проведен большой объем вычислений эмпирических данных с целью выявления связей (по Пирсону) между общими личностными чертами, которые в теориях черт считаются чрезвычайно устойчивыми, и особенностями поведения, соответствующими этим чертам. В результате был получен очень малый коэффициент корреляций, свидетельствующий, что на основе общих личностных черт можно объяснить лишь от 5 до 10% вариативности в поведении людей. (В отношении черт, связанных с интеллектом, были получены значительно более выраженные связи.) Так, в исследованиях, проведенных на студентах, было показано, что столь малая согласованность свойственна ряду основных личностных характеристик (агрессивность, зависимость, ригидность и др.). Например, агрессивность индивида может явно проявляться в одной ситуации, но никак о себе не напоминать в другой. Именно этим объясняется относительно низкая прогностическая валидность большинства личностных тестов. Выход из данной ситуации виделся В. Мишелом в создании такой концепции личности, которая могла бы учитывать поведенческие реакции личности одновременно с ее чувствами, ценностями, целями и планами. Разработал соответствующую когнитивную теорию социального научения. В частности, в 1995 г. вместе с Й. Шода опубликовал статью, в которой предложил схему исследования своих предположений о системе и последовательности аффективно-когнитивных процессов у человека (A cognitive-affective system theory of personality: Reconceptualizing situations, dispositions, dynamics and invariance in personality structure // Psychological Review. 1995, 102, 246-268 (with Y. Shoda)). В данной теории постулируется пять классов диспозиционных (т. е. устойчивых) переменных, описанных в когнитивном и аффективном аспектах. К таким переменным относятся: 1. Кодирование с помощью определенных категорий объяснений ситуаций и событий, себя и других людей. 2. Ожидания и убеждения в отношении собственной эффективности индивида, его социального окружения и последовательностей «если, то...» в конкретных ситуациях. 3. Аффекты как чувства, эмоции и аффективные реакции. 4. Цели и ценности личности, являющиеся посредниками между последовательностями «если, то...» и теми или иными аффективными состояниями, определяющие, будут ли эти состояния совместимыми с целями и ценностями. 5. Компетенция и планы саморегуляции как знание о своих способностях и ограничениях в поведении в конкретных ситуациях и знание об ожидаемых результатах. При этом кодирование индивидом ситуации является первичным по отношению ко всем другим переменным. Оно приводит к активизации характерных для него способов познания, эмоциональных реакций и поведения. В силу этого именно характеристики конкретных ситуаций инициируют процессуальные структуры, порождающие определенную процессуальную динамику, завершающуюся ситуационно-специфическим поведением. Каждая из рассмотренных переменных является продуктом индивидуального развития и социального научения. В своих эмпирических исследованиях В. Мишел сделал попытку проверить основные положения своей теории. Им, в частности, было показано, что на основе механизмов саморегуляции индивид получает возможность откладывать удовлетворение своих потребностей; что существенную роль при восприятии других играет способность принимать в расчет социальный контекст; что индивид обычно очень неточно интерпретирует собственные устойчивые состояния в разных ситуациях и т. д. Так, в его исследованиях способности к отсрочиванию удовольствия (Processes in delay of gratification // Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology. Vol. 7, pp. 249— 292, San Diego, CA: Academic Press, 1974) были получены следующие результаты. Ребенку предлагалась возможность получить одну из двух наград: одну можно было получить немедленно, позвонив в колокольчик, но она была не очень привлекательна (например, крекер); вторую, более привлекательную, награду ребенок мог получить, только если был готов ждать некоторое время. Фиксировалось время, в течение которого ребенок ждал, прежде чем позвонить в колокольчик. При этом варьировались факторы, воздействующие на когнитивные механизмы, влияющие на способность к отсрочиванию удовольствия. В частности, дети могли видеть или не видеть награду. Оказалось, что когда ребенок не видит ни одну награду, продолжительность периода отсрочки почти в 10 раз больше, чем когда обе награды находятся в поле его зрения. Также ребенок может отсрочить удовольствие, используя когнитивные стратегии, отвлекающие его от ожидания (например, сосредоточение на свойствах награды, не связанных с возможностью ее использования, или другая деятельность, отвлекающая от награды). При этом четырехлетние дети предпочитают такие стратегии, которые приводят к непривлекательным последствиям, и лишь к концу пятого года жизни они начинают выбирать стратегии, снижающие фрустрацию на основе отсрочивания удовлетворения потребностей. Было также выявлено, что способность к отсрочиванию удовольствия — это устойчивая личностная характеристика, проявляющаяся на протяжении всего школьного обучения (The nature of adolescent competencies predicted by preschool delay of gratification // Journal of Personality and Social Psychology. 1988, 54, 687- 696 (with Shoda Y., Peake P. К.)). Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 341-343. Далее читайте:Исторические лица США (биографический указатель). Сочинения:Personality and Assessment. N. Y.: Wiley, 1968; Continuity and change in personality // American Psychologist. 1969, 24, 1013-1018; Toward a cognitive social learning reconceptualization of personality // Psychological Review. 1973,80,252- 283; On the future of personality measurement // American Psychologist. 1977,32,246-254; Beyond deja vu in the search for cross-situational consistency // Psychological Reviews 1982, 34, 730- 755 (with P. Peake); Alternatives in the pursuit of the predictability and consistency of persons: Stable data that yield unstable interpretations // Journal of Personality. 1983, 51, 578-604; Conditional hedges and the intuitive psychology of traits // Journal of Personality and Social Psychology. 1988, 55, 454-469 (with J. C. Wright); Intuitive inter- actionism in perception: Effects of situation- behavior relations on dispositional judgments // Journal of Personality and Social Psychology. 1989, 56, 41-53 (with Y. Shoda and J. C. Wright); Delay of gratification in children // Sciense. 1989, 244, 933-938 (with Y. Shoda); Personality disposition revisited revised: A view after three decades // L. A. Pervin (ed.), Handbook of Personality. Theory and Research- Guilford Press, 1990; The role of situational demands and cognitive competencies in behavior organization and personality coherence // Journal of Personality and Social Psychology. 1993, 65, 1023-1035 (withY. Shoda and J. C. Wright). Литература:В. Мишел // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003. С. 508-511.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |