Милославский Петр Алексеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Милославский Петр Алексеевич

1846-1884

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Милославский Петр Алексеевич

Милославский, Петр Алексеевич (г. рожд. неизв. — 1884) — русский философ-идеалист, профессор Казанской духовной академии на кафедре логики и метафизики. Примыкал к позитивистскому течению в русской философии.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 232.

+ + +

Милославский Петр Алексеевич (1846-1884) - философ и богослов, представитель духовно-академической философии. Окончил Казанскую духовную академию (1872), где после защиты магистерской диссертации был оставлен преподавателем кафедры метафизики. Но возвращении из научной командировки в Германию представил отчет «Типы философии в Германии», получил звание доцента (1875), преподавал метафизику до 1884 г. (уволился по болезни и вскоре умер). Главный труд - «Основания философии как специальной науки» (1883) не был завершен из-за болезни автора. Предмет философии, по Милославскому, следует искать «не в туманах Платона или Гегеля, а прежде всего в каждом из нас самих, в наших живых отношениях к действующему миру, к самим себе и обществу» (Основания философии как специальной науки. Казань, 1883. Т. 1. С. 4). При этом объектом философского исследования должно стать не столько самосознание человека и его познавательные способности, сколько результат их действия, так называемого явления знания, доступные человеку в непосредственном концептивном ощущении, отличном от др. видов ощущений. Они, как и другие явления природы, подчинены закону причинности, представляющейся Милославскому генетической, необходимой единообразной последовательностью изменений и явлений, в которой предшествующее есть причина, последующее - действие. Задача философии - классификация явлений человеческого знания в их универсальной причинной связи, определение законов этой связи, т. е. выработка цельной научной теории явлений знания. Именно человек, его сложная и неоднозначная личность, его познавательные способности должны наряду с высшей и сверхчувственной субстанцией стать предметом новой философии. Для Милославского характерно нетипичное для духовно-академической философии в целом понимание Абсолютного, которое предстает в виде Абсолютной истины, но возможность постижения ее представляется сомнительной. Скорее в духе позитивизма Милославский понимал Абсолютное как «идеал, однозначный с конечным идеалом каждой науки, и очевидно самым высшим из всех научных идеалов» (Там же. С. 425). В познании действительности философ должен идти не от Абсолютного к явлениям, как указывала «старая» философия, а от явлений - к Абсолютному, поскольку стремление к нему «обусловливается природным стремлением человека к высшим идеалам существования и знания сравнительно с тем, что есть и что известно в любое данное время, - к лучшей и счастливой жизни и деятельности, к лучшей, прекрасной и изящной обстановке, к лучшему, наибольшему и самому достоверному знанию» (Там же. 427). Это утверждение свидетельствует о том, что в конце XIX века, несмотря на сохранившийся интерес к проблеме Абсолютного, мн. представители духовно-академической философии предпочитали искать другую, отличную от традиционно-теистической трактовку этой категории. В учении Милославского прослеживается влияние антропологических тенденций в истолковании религиозного сознания. В то же время предлагаемые им пути философского поиска были созвучны зарождавшейся в Европе в середине XIX века философии науки и продиктованы влиянием позитивизма.

И. В. Цвык

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 377-378.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Древнее языческое учение о странствованиях и переселении душ. Казань, 1874;

Типы современной философской мысли в Германии. Казань, 1878.

Литература:

Бердников И. Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за 50 лет ее существования. Казань, 1892;

Знаменский //. Казанская духовная академия за дореформенный период. Вып. 1-3. Казань, 1891 - 1892;

Лесевич Я. Этюды и очерки. СПб., 1886;

Цвык И. В. Духовно-академическая философия в России XIX в. М., 2002;

Цвык И. В. Философия в духовных академиях России XIX - нач. XX в. М., 2012.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС