Микеланджело Буонарроти |
|
1846-1888 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Микеланджело Буонарроти
Микеланджело Буонарроти (1475—1564), будучи на 9 лет старше Рафаэля и на 23 года моложе Леонардо, пережил их обоих больше, чем на 40 лет. Всё то новое и передовое, что рождалось в эту революционную эпоху, должно было завоёвывать себе место в борьбе со старым и реакционным. Величие Микельанджело заключается в том, что главной темой его творчества является пафос борьбы. В родном городе, Флоренции, он получил первые уроки живописи и скульптуры, но в творчестве его не чувствуется влияния учителей. Сам он считал себя скульптором, но ему пришлось также выполнять грандиозные живописные и архитектурные работы. Очень рано Микельанджело сделал единственным предметом своего изображения человека. Ни природный, ни архитектурный пейзаж не играет у него никакой роли. В изображение «прекрасного обнажённого человеческого тела», как сам он говорил, он вкладывал все свои мысли. Нагота в эпоху Возрождения не была столь же естественным явлением, как в древней Греции, но именно поэтому обнажённое тело связывалось с античностью и служило наиболее наглядным выражением земного, светского идеала, враждебного средневековому аскетизму. Большое впечатление на современников произвели найденные на рубеже XV и XVI веков при земляных работах знаменитые античные статуи «Аполлон Бельведерский», «Лаокоон», «Афродита Ватиканская» и др. Они впервые познакомили людей эпохи Возрождения с образцами греческого искусства эллинистического периода, с его изощрённой техникой, внутренней динамикой и изысканной красотой. До этих открытий под античной скульптурой разумели почти исключительно произведения позднего императорского Рима. Но самым главным было то, что в этих шедеврах эллинистического искусства люди эпохи Возрождения нашли свой идеал прекрасного человеческого тела, как нельзя больше противоположный средневековому отрицанию плоти. Энгельс говорит, что «в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья» *. Эти образы разбудили гений Микельанджело, и он наполнил их глубоким содержанием. Уже в раннем своём произведении, гигантском мраморном «Давиде» (5,3 м высоты), Микельанджело вопреки библейскому мифу и установившейся традиции изобразил юного победителя не мальчиком, а юношей, и не после победы, а перед битвой. Специальная комиссия крупнейших художников в 1504 году решила установить эту статую перед дворцом Синьории во Флоренции, как символ того, что «правители должны мужественно защищать город и справедливо им управлять». Это закрепило за статуей «Давида» её общественное значение. Росписи потолка Сикстинской капеллы в Риме (1508—1512 гг.) Микельанджело насытил образами прекрасных и титанически мощных людей. Сюжеты из библейских мифов о сотворении мира он освобождает от традиционного религиозного смысла. Микельанджело воспевает красоту человека в образе Адама, как бы пробуждающегося к жизни, силу и мощь человека в образе бога Саваофа, указывающего пути Солнцу и Луне. В могучих жестах этого человека-титана, равно как и в выражении его лица, в глазах, как бы мечущих молнии, выражается огромная, внушающая страх, всепокоряющая воля, которую современники назвали труднопереводимым на русский язык словом «terribilita» («грозное величие»). Такая же страстность и сила выражения вложены Микельанджело в статую «Моисей», исполненную им около 1516 г. для надгробия папы Юлия II. Давид боролся только с внешним врагом, великаном Голиафом, а Моисей, согласно библейской легенде, увидел свой собственный народ поклоняющимся «золотому тельцу». В этом выборе темы нельзя не видеть отклика на те события, которые трагически развёртывались в Италии. Медичи, изгнанные из Флоренции ещё в 1494 г., снова вернулись с помощью испанских войск в 1512 г. Испанцы, завладев югом Италии, боролись с французами за преобладание в Северной Италии. Великий художник глубоко переживал бедствия Италии, падение республиканского идеала в его родной Флоренции, измену худших элементов итальянского народа и трагическую борьбу народных масс. Исполненные Микельанджело для того же надгробия Юлия II фигуры, не вошедшие в окончательный вариант, так называемые «Скованный раб» и «Умирающий раб» — прекрасные мужественные образы людей, тщетно пытающихся разорвать свои путы. В этих неоконченных статуях, равно как и в других его произведениях, особенно ясно выражены те высокие моральные требования, которые Микельанджело связывал со своим представлением о человеке.
Статуя императора Марка Аврелия. Во время нового восстания во Флоренции, изгнавшей в 1527 году Медичи, в течение 11-месячной осады города войсками императора и папы Микельанджело ведал оборонительными сооружениями в качестве военного инженера. Когда Флоренция, обессиленная голодом и внутренней изменой, была взята (1530 г.), Микельанджело принуждён был скрываться до тех пор, пока папа Климент VII (из рода Медичи) не обещал простить его при условии, что он закончит постройку и украшение скульптурами капеллы Медичи, так называемой новой ризницы при церкви Сан Лоренцо. Легко можно представить себе чувства художника, боровшегося с Медичи, но принуждённого работать над их родовой усыпальницей. Микельанджело принялся за работу, побуждаемый «больше страхом, чем любовью к искусству», как говорит его биограф. Трагические образы фигур на саркофагах показывают, что Микельанджело и здесь не изменил своему художественному долгу. Он сам сказал, какое общественное содержание вложено им в эти скульптурные образы. Поэт Джованни Строцци написал стихотворение, посвящённое статуе «Ночь»: Ночь, что так сладко пред тобою спит, Микельанджело ответил на это стихотворение от имени своей «Ночи»: Отрадно спать, отрадней камнем быть, С 1535 по 1541 г. Микельанджело расписывал алтарную стену Сикстинской капеллы в Риме фреской «Страшный суд». Эта фреска показывает, что в период наступавшей реакции Микельанджело продолжал твёрдо стоять на позициях искусства Возрождения. Он наполнил свою фреску изображениями титанических обнажённых тел, как бы поднятых космическим вихрем и сплетённых в клубки. Но тела эти стали более атлетическими и мощными, и для выражения своих мыслей Микельанджело не довольствовался уже изображением отдельных фигур — ему нужна была масса тел. Эта картина вызвала резкое осуждение лицемеров времён контрреформации; они ставили в вину Микельанджело «непристойность» его фигур, к тому же ещё «в столь священном месте». Но общественное мнение было на стороне великого художника. Когда живописец Даниеле да Вольтерра по приказанию папы взял на себя неблагодарную задачу прикрыть наготу в росписи Микельанджело стыдливыми накидками, современники отнеслись к нему с нескрываемым презрением. Микельанджело насытил искусство высоким пафосом общественной борьбы. Как один из величайших художников Возрождения, он твердо стоял на позициях реализма, одухотворённого высоким общественным идеалом. По поводу одной античной статуи Микельанджело как-то сказал, что сделавший её скульптор «знал больше, чем сама природа». Примечания * Ф. Энгельс, Диалектика природы, стр. 3. ** Перевод Ф. И. Тютчева. Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 126-128. Микеланджело Буонарроти (1475-1564)- один из самых удивительных мастеров Высокого и Позднего Возрождения. По масштабу своей деятельности он был подлинным универсалом - гениальным скульптором, великим живописцем, архитектором, поэтом, мыслителем - воплотив в себе идеал ренессансного творца-гуманиста. Однако по мировоззрению Микеланджело уходит далеко за пределы ясного и построенного по законам совершенного мира антропоцентризма. Мир гармонии был создан старшими современниками художника - Леонардо и Рафаэлем. Мир Микеланджело противоречив и разнообразен. В нем соединены трагическое осознание несовершенства бытия и вера в гармонию мироздания, одиночество человека и радость его победы в борьбе со стихиями. Этим, возможно, он и близок современному зрителю - многосторонним восприятием жизни. Путь Микеланджело был труден и полон поистине титанических усилий. Уже в ранней юности ему пришлось преодолеть желание отца учить сына в латинской школе. По словам современника, "он предпочитал изучению грамматики посещение церквей, где копировал картины". Вопреки отцовской воле Микеланджело поступает в мастерскую известного живописца Доменико Гирландайо. Так начинается его профессиональное обучение. Через год он поступает в художественную школу, основателем которой был Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным. Здесь талант Микеланджело развивается во многих направлениях. Во-первых, юноша обучается многим навыкам ремесла скульптора у Бертольдо ди Джованни, ученика великого Донателло. Во-вторых, он знакомится с великолепной коллекцией античных памятников, собранной Лоренцо. Страстный коллекционер, большой любитель искусства, Лоренцо не мог не оценить способностей молодого скульптора. Микеланджело становится своим человеком при дворе, попадает в круг просвещенных поэтов и гуманистов. Его знакомство с идеями платоновской академии, которая была создана под покровительством Лоренцо известными учеными Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолой, оказало огромное влияние на формирование мировоззрения молодого скульптора. Он увлекся поисками совершенной формы - главной, по мнению неоплатоников, задачей искусства. Об этом свидетельствуют уже первые работы Микеланджело - рельефы "Мадонна у лестницы" и "Битва кентавров" (оба - 1492, Каза Буонарроти, Флоренция). Здесь перед нами идеальные образы зрелого Возрождения, построенные как на изучении античности, так и на традициях Донателло и его последователей. После смерти Лоренцо и изгнания рода Медичи из Флоренции Микеланджело отправляется в Венецию, где живет до 1494 года, а потом в Болоныо, где знакомится с произведениями Якопо делла Кверча. С 1496 по 1501 год он снова в Риме и продолжает углубленно и страстно изучать античность, что было не просто данью моде того времени, а потребностью для мастера. В этот период он создает великолепную "Пьету" ("Оплакивание Христа", 1497-1498, собор св. Петра, Рим) - произведение абсолютно сложившегося зрелого автора. Изваянная в мраморе, эта скульптурная группа поражает и смелым обращением с традиционной иконографией, и человечностью созданных образов, и высоким мастерством. Возвращение во Флоренцию связано для Микеланджело с работой над "Давидом", одним из самых знаменитых произведений итальянского Возрождения. Эта статуя уже современниками воспринималась как символ Флорентийской республики. Вазари писал, что Микеланджело "создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, - так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять". Не случайно открытие статуи в 1504 году стало торжественным событием для всего города. В "Давиде" Микеланджело справился с очень трудной задачей - созданием из уже испорченного в XV веке мраморного блока, притом сложной формы, статуи. И справился блестяще. Здесь проявилось его великолепное умение извлекать из камня максимум выразительности. Позже он сформулировал это в одном из своих сонетов: произведение уже заложено в самом камне, надо лишь суметь извлечь его оттуда. В этот же флорентийский период Микеланджело занят исполнением заказа на фреску в Палаццо Веккьо. Он должен был изобразить один из эпизодов героического прошлого Флоренции - битву при Кашине. От этого труда сохранился лишь подготовительный картон. Годом раньше великий Леонардо начал работу над фреской "Битва при Ангиари" для того же зала. Оба художника восприняли это сотрудничество как своего рода соперничество, столкновение представителей двух поколений итальянского искусства. Когда оба картона были выставлены на обозрение, отдать предпочтение кому-либо не оказалось возможным: оба обладали своими собственными достоинствами. Но, по словам Вазари, эти картоны на многие годы стали школой мастерства для всех живописцев. В 1505 году начинаются сложные и противоречивые отношения Микеланджело с папой Юлием II. Папа, задумавший создать себе грандиозную гробницу, поручает ее исполнение Микеланджело. Когда уже начавший работу скульптор узнает об отказе папы оплачивать счета, уязвленный в своем достоинстве, он самовольно покидает Рим и возвращается во Флоренцию. После долгих переговоров скульптору наконец было даровано прощение, и в 1508 году по заказу того же Юлия II мастер начинает роспись потолка Сикстинской капеллы. Труд этот был истинным подвигом. За четыре года Микеланджело один расписал более 600 кв. метров поверхности, создав великолепный цикл композиций на темы Ветхого завета. Здесь поражает все - и образная, идейная сторона, и пластическая выразительность формы. Обнаженное человеческое тело приобретает для Микеланджело особое значение. Представленное в самых разнообразных позах, движениях, положениях, оно смогло выразить все многообразие идей и чувств, обуревавших художника. В росписи Сикстинского потолка мы сталкиваемся с особого рода живописью. Так писать мог только человек, необычайно одаренный пластически, скульптор. Это подтверждают и слова Микеланджело: "Я говорю, что живопись, как мне кажется, считается лучше тогда, когда она больше склоняется к рельефу и что рельеф считается лучше, когда он больше склоняется к живописи. И потому мне всегда казалось, что скульптура - светоч живописи и что между ними та же разница, что между солнцем и луной". Особенно впечатляющи по драматизму и силе человеческого духа образы сивилл и пророков. Они давно стали классикой мирового искусства, но до сих пор продолжают удивлять пафосом героизма и тем ощущением беспредельности человеческой воли, которые в них заложены. Создание фамильного склепа для семьи Медичи заняло у Микеланджело четырнадцать лет (1520-1534). Ему принадлежит не только сооружение гробниц, но и строительство самой капеллы. Строгое и ясное оформление интерьера построено на контрасте белой стены и темно-серых архитектурных членений. Мастер создает идеальное пространство для скульптуры, но он не выделяет ее, а вписывает в общую структуру интерьера. Гробницы Лоренцо и Джулиано Медичи, хотя и свободно развернуты в пространстве, врастают в архитектуру, являя собой пример подлинного синтеза. При всей кажущейся простоте, капелла Медичи - это сложнейший художественный организм, состоящий из тончайших связей и контрастов, объединенных строгой художественной логикой. Современники высоко оценили это произведение. Как известно, фигуры герцогов фланкированы фигурами "Утра" и "Вечера", "Дня" и "Ночи". Именно эти статуи вызывали особое восхищение. Когда был открыт доступ в капеллу, поэтами было сочинено около ста сонетов. Наиболее известны строки Джованни Строцци: Вот эта ночь, что так спокойно спит, Перед тобою - Ангела созданье, Она из камня, но в ней есть дыханье, Лишь разбуди - она заговорит. В 1534 году Микеланджело окончательно поселяется в Риме. Известно, что мастер время от времени возвращался к работе над гробницей папы Юлия II. Еще в первой половине 1510-х годов он создает статуи двух пленников и пророка Моисея. Эти произведения еще полны ренессансной гармонии и силы. Но в 30-е годы мастера уйсе охватывают иные настроения и мысли. Созданные им в это время четыре статуи рабов (1532-1534, галерея Академии художеств, Флоренция) остаются неоконченными. Трудно сказать, был ли это осознанный художественный прием или мастер действительно не смог завершить начатый труд. Идея пробивающегося из каменной массы человеческого тела приобретает особый смысл. Так сам художник, связанный путами жизненных обстоятельств, договоров, событий, наконец, исторических перипетий времени, пробивался к подлинному искусству, служащему великим идеалам. К 1545 году гробница Юлия II была завершена. Но какой дорогой ценой далось Микеланджело это его самое неудачное создание! Если отдельные статуи прекрасны, то в общей композиции сооружения много традиционности мышления и нет полета мысли и вдохновения, характерных для других работ мастера. Центральным произведением Микеланджело 30-х годов стала фреска "Страшный суд" в Сикстинской капелле (1536- 1541). Эта грандиозная по замыслу композиция расположена на алтарной стене капеллы. И снова Микеланджело постигло разочарование. Ему не удалось создать цельной сцены. Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. Но художник сумел выразить другое - великую драму всего человечества, разочарование и отчаяние отдельного человека. Недаром он изобразил себя в виде содранной со св. Варфоломея кожи. Современники не оценили замысла мастера. В "Страшном суде" они увидели лишь непозволительное обилие обнаженных фигур. А уже через год после смерти Микеланджело живописец Даниеле да Вольтерра стыдливо "прикрыл" наготу фигур легкими тканями. В последние десятилетия Микеланджело все более внимания уделяет архитектуре. Еще в 1520-е годы он создал шедевр - вестибюль библиотеки Лауренциана в Риме. Это был великолепный образец скульптурного мышления в архитектуре. Теперь он проявил себя как выдающийся градостроитель в оформлении Капитолийского холма и как умный зодчий в строительстве собора св. Петра (ему принадлежат западный фасад и барабан с куполом). Мировоззрение Микеланджело становится все более трагическим. Намного переживший своих единомышленников по искусству, он остался одиноким. Микеланджело понимал, что идеи его молодости и зрелости утратили смысл и подлинность. Ведь он сказал своим ученикам, копировавшим "Страшный суд": "Сколь многих из вас мое искусство сделает дураками!" Великий художник пережил свое время. В искусстве уже наступала новая эпоха, которая не смогла бы вместить в себе такие грандиозные явления, как творчество Микеланджело и некоторых его современников. Использованы материалы статьи Е.Акимовой в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988. МИКЕЛАНДЖЕЛО (1475—1564). Героические эпохи рождают титанов. Творения титанов прославляют эти эпохи в веках. В кипении страстей, сражениях на поле боя и в столкновении мнений, соперничестве талантов формируются гении. Так разряды молний сопровождают буйство стихий, высокое напряжение разнозаряженных сил: Зло скудно там, где скуден мир добром, И грань меж них проложена нестрого. Так писал поэт Микеланджело, более прославленный как скульптор, живописец, архитектор. Он был неутомимым и могучим вдохновенным творцом, не ведающим покоя (тяжкий крест и высокая привилегия гения). В бесформенных глыбах мрамора его воображение видело невоплощенные еще образы, и он высвобождал их резцом, считая своим соавтором саму природу: Высочайший гений не прибавит Единой мысли к тем, что мрамор сам Таит в избытке, — и лишь это нам Рука, послушная рассудку, явит. Хотя конечно же тайна заключена не в материале, а в творце. И потому миллионы изваяний, созданные мастерами разных стран и столетий, чрезвычайно редко одухотворены мыслью и чувством, так как это удавалось сделать Микеланджело. Особую выразительность придавала его скульптурам их изменчивость и пластичность в разных ракурсах, а порой — незавершенность, словно сохраняющая мощь каменной глыбы и возможность новых воплощений. Но главное, он в камне выражал свои муки и горести, утоляя неистовую жажду творчества: Душа моя желает избавленья От рабства, лжи, пороков и тоски. Свершаю я, всем бедам вопреки, Божественное таинство творенья. Нет, он не мог жаловаться на судьбу, ибо выбрал ее сам, имея возможность жить совсем иначе, не изнуряя себя трудом. Ведь в городе Капрезе, где он родился, его отец занимал высокий пост подеста, правителя. Знатность рода определила и полное имя ребенка: Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаротти Симони. Он поступил в латинскую школу во Флоренции, но, проявив склонность и способности к живописи, в 1488 году стал учиться у художника Д. Гирландайо, а затем перешел в школу-мастерскую скульптора Бартольдо ди Джованни. В юности жил во дворце Лорен-цо Медичи, имея возможность знакомиться с богатыми коллекциями, среди которых были произведения крупных мастеров и памятники античной скульптуры. Следы этого влияния — в лучшем проявлении — заметны на первой его выдающейся работе «Пьета» (1497—1499): тело Иисуса на коленях Марии, молодой женщины, сын для которой и младенец, и юноша, и взрослый мужчина одновременно — жертва во имя любви. Микеланджело работал в разных городах Италии. По словам М. Алпатова, «он обладал страстным темпераментом, был неуживчив, горяч, но искренен и прямодушен. Молодым человеком он сблизился с кружком гуманистов при дворе Лоренцо Медичи. Здесь он заразился восторгом к древности, услышал об учении Платона. Впоследствии на него произвело впечатление народное движение, возглавленное Савонаролой. В лице Микеланджело выступил мастер, который порывы своего творческого воображения оплодотворял философскими раздумьями. Он был всегда художником-гражданином. Всю свою жизнь он воспевал в искусстве творческую мощь человека, с оружием в руках защищал свободу родного города». Молодой ваятель проявил не только талант, но и дерзновенность, уверенность в своих силах, взявшись высечь статую из огромного монолита мрамора. Три года он трудился, создавая исполненный спокойного мужества и ума образ юного библейского Давида, готового выйти на бой с великаном Голиафом. Восторженные флорентийцы поместили изваяние на одну из главных площадей города. С тех пор Микеланджело выполнил много скульптур и живописных работ, главным образом по заказу папы Юлия II. В частности, расписывал в Ватикане Сикстинскую капеллу; создал гробницу Медичи с аллегорическими фигурами — «Утро», «День», «Вечер», «Ночь», символизирующими периоды жизни и состояния души. В уста «Ночи» он вложил слова сонета: Отрадно спать, а лучше быть скалой, Когда царят позор и преступленье Не чувствовать, не видеть — облегченье, Молчи, мой друг, не нарушай покой ...Он был поистине титаном эпохи Возрождения. Историк искусств В.Н. Лазарев считал, что «творчество Микеланджело — это один из высочайших взлетов человеческого гения». Не имея больших наград и почестей, не ожидая их и в мире ином, Микеланджело жил и творил вдохновенно и страстно только потому, что не мог иначе. В полной мере воздать ему должное смогли только последующие поколения. А он писал: Но есть к земным заслугам безразличье На небесах, и ждать от них наград — Что ожидать плодов с сухого древа. Одно из наиболее тиражируемых его произведений — изображение Бога Творца, перед моментом соприкосновения с безвольной пока еще рукой Адама. Телесно человек совершенен.Свершилось его телесное воплощение до этого момента; быть может, рожден он матерью-Землей. Но это еще не завершенное создание, ибо без одухотворения творческой энергией, без устремленности к высшему он останется лишь внешним подобием божества. . Нелегкая жизнь и тяжкий труд Микеланджело — типичная судьба гения. Такой дар одни называют — от Бога, другие — от демона, а в действительности он — от человечности. Ибо предназначение личности — проявить себя в творчестве предельно полно, кад посчастливилось тем, о ком эта книга (добавим: и тем, кто это понимает и ценит, потому что такие люди творят для всех нас, оправдывая существование человечества) Цитируется по изд.: Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012. Литература:Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников М., 1983
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |