Михневич Иосиф Григорьевич |
|
1809-1885 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иосиф Григорьевич МихневичМихневич Иосиф Григорьевич (1809—1885), богослов, историк, философ. Окончил магистром Киевскую духовную академию, в 1836—1839 был в ней профессором, затем перешел в Одесский Ришельевский лицей. Некоторое время был помощником попечителя Варшавского и Киевского учебных округов. Из многих философских и религиозных вопросов, его занимавших, особо выделяются вопросы соотношения ума и чувств, рационального и нравственного, умозрительного и истинной мудрости. По его мнению, в христианском мире философия приобретает «возвышенное» направление, ее умственное зрение расширяется, и она обнимает всю целость бытия, сосредоточенную в верховном начале ее, Боге. Только та философия вводит в святилище истинной мудрости, которая исходит из ума, нимало не удаляясь от Откровения. Для русских знание требует веры. «Наша философия, — пишет он, — так сроднилась с религией, что привыкла и мыслить в ее духе, выражаться ее языком, находя своих представителей в кругу лиц, изучающих истины ума наравне с догматами Откровения. «Семена ложных мудрований», если и были заносимы к нам, то никогда не могли привиться к нашей благодатной почве, которая так проникнута духом Евангельского учения, что не может принимать в себя ничего такого, что несогласно с началами нравственности и религии, на которых незыблемо держится благоденствие России. Не было, нет и — скажем более к чести русского народа — никогда не будет у нас того суетного мудрования, которое в буйном стремлении к всезнанию ниспровергает все священное и заветное; но была, есть и будет та истинная мудрость, которая, не выходя из границ ума, всегда готова преклониться пред верой там, где самой природою положен предел умственным изысканиям». Все это, по мнению Михневича, соответствует духу русского народа, воспитанного на традиционных началах «Православия, законности и порядка». П. А. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Михневич Иосиф Григорьевич (1809-1885) - религиозный философ, историк философии. Окончил Киевскую духовную академию, в 1836-1839 годы был в ней профессором, а затем перешел в одесский Ришельевский лицей. Некоторое время был помощником попечителя Варшавского и Киевского учебных округов. Первой работой Михневича было исследование «Об успехах греческих философов в теоретическом и практическом отношениях» (Журнал Министерства народного просвещения. 1839. Ч. 24). Отдав должное греческим философам, Михневич переходит к рассмотрению христианской философии. По его мнению, в новом христианском мире философия приобретает более «возвышенное» направление, ее умственное зрение расширяется и она обнимает всю целость бытия, сосредоточенную в верховном начале ее, Боге. У философии два начала: «закон неписаный, природный, закон ума» и «закон писаный, положительный, закон Откровения», и философ должен руководствоваться тем и др. законом, в противном случае он или «разрушит все для своей философии», или «уничтожит саму философию». Только та философия вводит в святилище истинной мудрости, считает Михневич, которая исходит из ума, нимало не удаляясь от Откровения, ибо «слепа та вера, в которой нет знания, но не дальновидно и то знание, в котором нет веры». Такая философия соответствует духу «Святой Руси, которая издревле чуждалась мудрований ума, несогласных с заветными истинами веры». К 1850 году относится «Опыт простого изложения системы Шеллинга, рассматриваемый в связи с системами других германских философов» («Речь профессора Иосифа Михневича», Одесса). Германия, утверждал Михневич, заняла по справедливости первое место в истории философии. «Это - Греция в новом мире». Что же касается русских, то для них система Шеллинга и других «ему подобных», доведенная до «той высоты умозрений, на которую едва могут восходить и умы, посвященные в таинства этой науки», важна единственно по своим результатам, из которых следует, что «знание само требует веры, так как она составляет для него и неточное начало, и верное руководство, и твердую опору; что философия не может обойтись без религии, так как одна только религия своими вечными истинами может доставить философии ту «положительность», которой в настоящее время от нее требуют и которой напрасно ищут в других источниках». Благодаря природному настроению русского ума, в основу которого, по Михневичу, положены «твердые начала религии, охраняющие его от всех уклонений», наша философия так сроднилась с религией, что привыкла и мыслить в ее духе, выражаться ее языком, находя своих представителей в кругу лиц, изучающих истины ума наравне с догматами Откровения. «Семена ложных мудрований» если и были заносимы к нам, то никогда не могли привиться к нашей благодатной почве, которая «так проникнута духом евангельского учения, что не может принимать в себя ничего такого, что несогласно с началами нравственности и религии, на которых незыблемо держится благоденствие России». Но если кто-то скажет, что потому-то у нас не было и нет философии, то Михневич на это дает следующий ответ: «Не было, нет и - скажем более к чести русского народа - никогда не будет у нас того суетного мудрования, которое в буйном стремлении к мечтательному всезнанию ниспровергает все священное и заветное; но была, есть и будет та истинная мудрость, которая, не выходя из границ ума, всегда готова преклониться пред верою там, где самою природою положен предел умственным изысканиям». Все это, по мнению Михневича, соответствует духу русского народа, воспитанного на традиционных началах «православия, законности и порядка». В. В. Ванчугов Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 385. Сочинения: Опыт постепенного развития главных действий мышления, как руководство для первоначального преподавания логики. Одесса, 1847; Опыт простого изложения системы Шеллинга, рассматриваемый в связи с системами других германских философов. Одесса, 1850; Руководство к начальному изучению логики. Одесса, 1874.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:Об успехах греческих философов в теоретическом и практическом отношениях // ЖМНП. Ч. 24. 1839; Опыт постепенного развития главных действий мышления как руководство для первоначального преподавания логики. Одесса, 1847; Опыт простого изложения системы Шеллинга, рассматриваемой в связи с системами других германских философов. Одесса, 1850; Руководство к начальному изучению логики. Одесса, 1874.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |