Михайловский Николай Константинович |
|
1842-1904 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Константинович Михайловский
Михайловский Николай Константинович (1842—1904) — русский социолог, публицист, теоретик народничества. В начале 70-х годов Михайловский — деятель реформистского толка. В 1877 году пришел к выводу о необходимости коренным образом преобразовать политический строй России. В 1879 году сблизился с «Народной волей». Ленин считал Михайловского «одним из лучших представителей и выразителей взглядов русской буржуазной демократии в последней трети прошлого века» (Т. 24. С. 333). С 1892 года Михайловский — один из ведущих редакторов журнала «Русское богатство», стоявшего во главе борьбы либерального народничества против марксизма. В философию Михайловский вошел как критик спенсеровской теории «органического» развития общества, апологетической по отношению к капитализму. Высшим мерилом ценности общества Михайловский считал интересы «живой личности». Однако общество, развивающееся на основе «разделения труда между людьми, путем раздробления целостности личности», приносит интересы личности в жертву интересам «системы наибольшего производства». В противовес Спенсеру Михайловский выдвигает свою «формулу прогресса», трактуя его как постепенное приближение «к возможно более полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми». Формула прогресса обосновывалась Михайловским с помощью субъективного метода в социологии, рассматривавшего историю с точки зрения «нравственного, справедливого, должного». Этот метод игнорировал объективную логику развития истории, реальные общественные силы, способные осуществить социалистический идеал. Сложившись как теоретик в эпоху политической неразвитости народа, Михайловский, по существу, исключал возможность появления в России массового революционного движения. Отражением его полемики с «людьми революции», которые «рассчитывают на народное восстание», явилась теория «героев» и «толпы», трактовавшая массовые движения как в основе своей бессознательные и подражательные. Глубокую критику взглядов Михайловского дали Плеханов и Ленин. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 265. Вернуться на главную страницу Михайловского
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |