Мещерский Элим Петрович |
|
1808-1844 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Мещерский Элим Петрович, князь (7[19].11.1808; по др. сведениям — 26.10[7.11].1808 — 2.11.1844), поэт, переводчик, публицист, дипломат. Родился в Петербурге. Сын обер-прокурора Св. Синода. Получил домашнее образование. С 1823 на дипломатической работе. Литературная деятельность началась речью «О русской литературе» (1830) в обществе «Аттенеум» в Марселе. Речь Мещерского «с успехом знакомит Европу с Россией» (Погодин М. Год в чужих краях. Ч. 3. М., 1844) и «завлекла французов пуститься за князем в эту неизведанную ими страну» (А. Б<ашуцкий>). В дальнейшем, продолжая знакомить французскую публику с русской литературой, Мещерский опубликовал статьи «О русской сатире в различные эпохи развития русского общества», «Поэзия козаков» (1834). В 1832 Мещерский получает отпуск для поездки в Россию и, пробыв в Петербурге 3 мес., уезжает в Париж (причислен к русскому посольству); еще раз в Петербурге — в 1836, посещал салоны В.Ф. Одоевского, Карамзиных, встречался с М.П. Погодиным, С. П. Шевыревым, М.И. Глинкой, с которым познакомился в 1831 в Турине, и др. Однако дипломатическая карьера мало интересует Мещерского. Его предпочтения — литературного и культуртрегерского характера: дать французам верное представление о России, способствуя культурным связям между двумя странами. Мещерского назначают при посольстве специальным корреспондентом С.С. Уварова и первым русским культурным атташе в Париже. В Париже он содействовал приобретению русским двором документов, связанных с историей масонства, в 1832—1933 замыслил книгу «Raison du Christianisme» («Смысл христианства») — антологию трудов христианских философов и публицистов, которая могла бы стать, по его мысли, «грандиозной персонификацией» «Гения христианства» Ф. Р. Шатобриана. Свои взгляды Мещерский изложил в компилятивном трактате «О вере и науке» (имевшем точки соприкосновения со ст. И.В. Киреевского «О русской литературе»), утверждавшем идею нравственной силы русского народа, не испорченного рационализмом, способного стать центром научного и христианского возрождения в Европе. В мистическом интуитивизме Мещерский усматривал источник того истинного христианского знания, что может послужить объединению Востока и Запада, пришедшего, по Мещерскому, в духовный, религиозный и политический упадок. Воззрения Мещерского на будущность нации тесно были связаны с мыслью о величии России, ее историческом мессианстве, а также с убеждением в том, что царствование Николая открыло «русскую эру» для Европы (знаменитая формула Уварова «самодержавие — Православие — народность» вполне отвечала его собственным устремлениям). После смерти Мещерского вышла книга стихов «Черные розы» (1845, на фр. яз.). На фоне типично романтических текстов особое место заняло стихотворение «Ma chimere» («Моя химера») — ода Святой Руси, продолжающая идеи его религиозной публицистики и ставшая своего рода духовным завещанием поэта. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Здесь читайте:Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|