Мерзляков Алексей Федорович |
|
1778-1830 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Алексей Федорович Мерзляков
Мерзляков Алексей Федорович (1778/1830) —русский поэт, переводчик, общественный деятель, педагог. Искусство словесности было для Мерзлякова одной из важнейших сфер его деятельности (работал длительное время на кафедре красноречия Московского университета). Огромное наследие Мерзляков оставил в области поэтических жанров. Занимался переводами (Тассо, Вергилий, Гораций и др.) и издательской деятельностью (журнал «Амфион»). Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 172. Мерзляков Алексей Федорович (17.03.1778-26.07.1830), русский поэт, критик, педагог. Родился в купеческой семье. Вся его жизнь была связана с Московским университетом, где он служил профессором “красноречия, стихотворства и языка российского”, с 1828 — был деканом словесного отделения университета. Один из организаторов Общества любителей русской словесности (1811). В своей поэзии обратился к песенному жанру, видя в русских песнях “русские нравы и чувства, русскую правду, русскую доблесть”; перерабатывал фольклорные источники в духе романса или элегии. Автор песен, ставших народными (“Чернобровый, черноглазый”, “Среди долины ровныя” и т. д.).
Мерзляков Алексей Федорович (17[28].03.1778—26.07 [7.08].1830), поэт, переводчик, литературный критик. Родился в г. Далматово. Происходил из купеческой семьи. Окончил Пермское народное училище, Московскую университетскую гимназию и Московский университет. С 1804 по 1830 — профессор университета по кафедре российского красноречия и поэзии. Сближение с А. И. Тургеневым, В. А. Жуковским, А. С. Кайсаровым, А. Ф. Воейковым (1790-е) и участие в «Дружеском литературном обществе» (1801) повлияли на раннюю поэзию Мерзлякова, определив сочетание гражданственности с интересом к народной поэзии. «Ода на разрушение Вавилона» (1801, опубл. 1805) — этот зашифрованный отклик на убийство Павла I, гимн «Слава» (1799—1801), переводы из Тиртея (1805) оказали влияние на русскую поэтическую лирику 1810-х годов. В 1805—10 Мерзляков создает цикл «народных песен» («Среди долины ровные…», «Не липочка кудрявая…», «Чернобровый, черноглазый…» и др.). В. Г. Белинский писал, что Мерзляков «…перенес в свои русские песни русскую грусть-тоску, русское гореванье, от которого щемит сердце и захватывает дух». Для Мерзлякова этих лет характерны увлечение произведениями Ф. Шиллера, осуждение крепостного права. Поиски народности приводят Мерзлякова, подобно Н. И. Гнедичу, к отрицательной оценке дворянского искусства и к стремлению создать поэзию в формах античного стиха. Мерзляков переводил греческих и римских поэтов. Выдающийся критик, теоретик литературы, педагог, Мерзляков скептически относился к авторитетам русского классицизма XVIII в., но, требуя от поэзии гражданственности и героизма, осуждал романтизм Жуковского (это привело к разрыву их дружеских связей). Позиция Мерзлякова была противоречива: в борьбе с классицизмом он опирался на авторитет Шиллера, романтически истолкованного Шекспира, но, полемизируя с романтиками, восхвалял античность и древнерусскую литературу. Как критик и теоретик Мерзляков подготовил появление Н. И. Надеждина. Мерзляков был популярным лектором, воспитывавшим вкусы университетской молодежи. Среди его слушателей и учеников были П. А. Вяземский. Ф. И. Тютчев, М. Ю. Лермонтов. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа. Мерзляков Алексей Федорович (1778 - 1830), поэт, критик. Родился 17 марта (28 н.с.) в городе Долматово Пермской губернии в семье торговца. Учился в Пермском народном училище, затем за успехи в литературном творчестве был переведен в Московскую университетскую гимназию (написал оду, опубликованную в журнале "Российский магазин", 1792). В 1795 - 99 учился в Московском университете, окончив его с золотой медалью. С 1804 по 1830 был профессором университета по кафедре российского красноречия и поэзии. На творчество Мерзлякова повлияло общение с В.Жуковским и А.Тургеневым, А.Кайсаровым и А.Воейковым (1790) и участие в "Дружеском литературном обществе" (1801), определив сочетание гражданственности с народностью. "Ода на разрушение Вавилона" (1801), гимн "Слава" (1799 - 1801), переводы из Тиртея (1805) оказали воздействие на развитие русской гражданской поэзии преддекабристской эпохи. В сотрудничестве с крепостным композитором Д.Кашиным написал несколько песен на народные мотивы ("Среди долины ровные...", "Не липочка кудрявая...", "Чернобровый, черноглазый..." и др.), сохранивших популярность до нашего времени. Мерзляков сделал много переводов греческих и римских поэтов. Будучи признанным поэтом, он был также авторитетным критиком и теоретиком искусства. Свои идеи он развивает в двух прочитанных им университетских курсах "Теория изящных искусств" (1812) и "Критики" (1816). Был популярным лектором. Среди его слушателей и учеников были П.Вяземский, Ф.Тютчев, М .Лермонтов и др. Выдающийся теоретик и педагог, Мерзляков скептически относился к авторитетам русского классицизма XVIII века, но, требуя от поэзии гражданственности и героизма, не принимал романтизма (это привело к разрыву дружбы с Жуковским). Своими песнями, романсами и переводами Мерзляков способствовал демократизации русской литературы, явившись как поэт предшественником Кольцова. Умер Мерзляков 26 июля (7 августа н.с.) 1830 в Москве. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. К лекциям никогда не готовилсяОн был человек несомненно даровитый, отличный знаток и любитель древних языков, верный их переводчик в стихах, несколько напыщенных, но всегда благозвучных, беспощадный критик и в этом отношении смелый нововводитель, который дерзал, к соблазну современников, посягать на славу авторитетов того времени, как, напр., Сумарокова, Хераскова, и за то подвергался не раз гонению литературных консерваторов. Иногда, но уже робкой рукой, касался он в строгих своих разборах и самого Державина, окруженного в то время ореолом славы. Тогда только что появились в полном собрании его сочинения, где преобладала жалкая посредственность рядом с самою возвышенною звучною поэзией. У Мерзлякова было более таланта, чем постоянства и прилежания в труде. Говорили, что он в это самое время любил и был несчастлив, что ему отказали, и что он любовь к своей жестокой даме заменил любовью к Бахусу. В его преподавании особенно хромал метод. К своим импровизированным лекциям он, кажется, никогда не готовился; сколько раз случалось мне, почему-то его любимцу, прерывать его крепкий послеобеденный сон за полчаса до лекции; тогда второпях начинал он пить из огромной чашки ром с чаем и предлагал мне вместе с ним пить чай с ромом. «Дай мне книгу взять на лекцию», - приказывал он мне, указывая на полки. «Какую?» - «Какую хочешь». И вот, бывало, возьмешь любую, какая попадется под руку, и мы оба вместе, он, восторженный от рома, я навеселе от чая, грядем в университет. И что же? Развертывается книга, и начинается превосходное изложение. Какого бы автора я ему ни сунул, автор этот втесняется во всякую рамку последовательного его преподавания; и басня Крылова, если она подвернется, не мешала Мерзлякову говорить о лиризме, когда в порядке, им задуманном, нужно было говорить о лириках. Таков был Алексей Федорович Мерзляков в мое время, имевший сверх того и как поэт, и как по преимуществу поэт-лавреат, т. е. поэт торжественных случаев, огромные достоинства. Он умел заказной казенной оде дать смысл и облечь ее одушевленною торжественностью. Студенты его любили и уважали, он был с ними добр и незаносчив. Учтивости от профессоров мы не требовали. Цитируется по изд.: Д.Н. Свербеев. Мои записки. М., 2014, с. 60-61.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |