Меллон Уильям Эндрю |
|
1855-1937 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Меллон Уильям Эндрю (1855-1937). Американский финансист, глава финансово-промышленной империи Меллонов, государственный деятель. Родился в г. Питсбурге (США), получил образование в Западном университете штата Пенсильвания (ныне — Питсбургский университет). Трудовую деятельность начал в банковском учреждении «Томас Меллон и Сыновья» в родном городе, стал совладельцем фирмы, которая в дальнейшем переросла в кредитно-финансовый центр — The Mellon National Bank, президентом которого Меллон стал в 1902 г. Он был директором нескольких финансовых и промышленных корпораций (угледобывающих, нефтяных, алюминиевых), основал город Донора в Пенсильвании, где построил крупный сталелитейный завод. Меллон был министром финансов при трех последовательных президентах — У. Гардинге, К. Кулидже и Г. Гувере. Среди его главных достижений — погашение европейских долгов и снижение государственного долга США. В 1932-1933 гг. — посол США в Великобритании. Меллон был также филантропом и меценатом — субсидировал строительство Вашингтонской Национальной галереи искусств, где хранится в настоящее время собранная им прекрасная художественная коллекция, завещанная американскому народу. Самые ценные картины своего лучшего в мире частного собрания он приобрел в СССР в 1928-1931 гг. Фактически с санкции Сталина он скупил все шедевры Ленинградского Государственного Эрмитажа. В книге «Русское искусство и американские деньги» профессор Р. Уильямс описал, как это происходило. Начать продажу картин Эрмитажа было решено на Политбюро в 1928 г. Для Сталина шедевры живописи были просто предметами буржуазного и религиозного искусства, имевшими ценность лишь как потенциальный товар для получения валюты. Организацию продажи он поручил наркому внешней торговли А.И. Микояну. Так как прибыль с публичных аукционов в Германии оказалась меньше ожидаемой, Микоян решил продавать шедевры Эрмитажа частным лицам. Лучшим рынком для сбыта произведений искусства представлялась Америка. О намерениях Микояна Меллон узнал от своего посредника Нодлера, через которого он покупал картины для своей коллекции. Ему же министр финансов поручил приобрести работы старых мастеров из собрания Эрмитажа. В апреле 1930 г. за 559 тысяч 190 долларов Меллоном были приобретены три картины: «Портрет молодого человека» Ф. Хальса, «Девушка с метлой» и «Польский вельможа» X. Рембрандта. В мае 1930 г. он уплатил 223 тысячи 563 доллара за «Портрет Изабеллы Брандт» П. Рубенса. В июне 1930 г. Меллон купил за 502 тысячи 899 долларов «Благовещение» Ван-Эйка. В июне-ноябре 1930 г. на общую сумму 1 млн 84 тысячи 953 доллара он приобрел следующие пять картин: «Портрет турка», «Женщина с цветком» X. Рембрандта, «Портрет лорда Филиппа Уортона», «Портрет фламандки», «Портрет Сюзанны Фурман с дочерью» А. Ван-Дейка. В январе 1931 г. Меллон купил следующие картины: «Святой Георгий» Рафаэля Санти (745 тысяч 500 долларов), «Портрет папы Иннокентия X» Р. Веласкеза (223 тысячи 562 доллара). В феврале 1931 г. он купил «Поклонение волхвов» С. Боттичелли (838 тысяч 350 долларов) и «Жена Потифара обвиняет Иосифа» X. Рембрандта (167 тысяч 543 доллара). В марте 1931 г. Меллон заплатил 402 тысячи 333 доллара за следующие четыре картины: «Нахождение Моисея» П. Веронезе, «Портрет Вильгельма Нассау» А. Ван-Дейка, «Портрет офицера» Ф. Хальса, «Карточный домик» Ж. Шардена. В апреле 1931 г. за «Мадонну Альбу» Рафаэля Санти и «Венеру с зеркалом» В. Тициана он уплатил 1 млн 710 тысяч 558 долларов, а за «Распятие» П. Перуджино — 194 тысяч 602 доллара. Всего для своей коллекции Меллон приобрел 21 картину кисти старых мастеров, заплатив в общей сложности 6 млн 654 тысячи 53 доллара. В 1932 г. под угрозой импичмента он ушел с поста министра финансов. Об этой тайной сделке в США стало известно только в 1935 г., и Меллон был привлечен к суду по обвинению в даче ложных показаний при уплате подоходного налога. Он не был признан виновным в, обмане, но часть его состояния ушла на уплату задолженности государству. В романе А. Солженицына «Круг первый» один из обитателей «шарашки» попал туда именно за то, что упомянул кому-то о продаже картин Эрмитажа. За такие «упоминания» тогда давали не менее десяти лет. Р. Уильямс отмечает, что продажи произведений искусств на Запад, составившие приблизительно треть стоимости экспорта в 1930 г., приостановились в 1938 г., но возобновились после Второй мировой войны, когда советское правительство стало продавать иконы и другие предметы культа. Сделка с Меллоном1 была частью общего процесса переправки национальных сокровищ России на Запад, своего рода «культурным обменом», где произведения искусства из музеев и хранилищ Советского Союза менялись на американские деньги (Williams R. Russian Art and American Money. London, 1980; Pierre Descargues. The Hermitage Museum. New York, 1961). Немаловажную роль в судьбе сокровищ нашей страны сыграла и существовавшая тогда система вульгарно-социологических представлений о том, что такое хорошо и что такое ллохо в искусстве, что нужно нашему народу, а что является для него «чуждым» и «идеологически вредным». Причем существовала она не только у Сталина и его окружения, но и у многих ведущих деятелей культуры. Бытовала, например, теория, что культурные ценности совсем не обязательно целиком сохранять, а достаточно их выборочного показа «для информации», а остальное вовсе ни к чему. Фриче2 разработал целую концепцию примата экономики над культурой, из которой совершенно естественно вытекало, что во имя решения экономических проблем можно безболезненно жертвовать духовной сферой. И жертвовали, в соответствии со своей шкалой идейно-эстетических приоритетов. Ведь продавали в основном «романовский хлам», имущество аристократии, церковные ценности, современное искусство, а вот, скажем, русскую живопись второй половины XIX века не тронули совсем. Доходило до того, что вскрывали гробницы в Петропавловском соборе в Ленинграде и торговали снятыми с истлевшего праха государей драгоценностями! Примечания1 Э. Меллон был не единственным американцем, финансирующим первую сталинскую пятилетку. Другими покупателями национальных сокровищ СССР были А. Хаммер, Д. Хант, Д. Дэвис. 2 B.M. Фриче (1870-1929) — искусствовед. Академик АН СССР (1929). Основные работы посвящены проблемам социологии искусства. Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|