Мейнеке, Фридрих
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мейнеке, Фридрих

1862-1954

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Фридрих Мейнеке

МЕЙНЕКЕ (Meinecke) Фридрих (30 октября 1892 *, Зальцведель/Альтмаркт – 6 февраля 1954, Берлин) – немецкий историк и философ. Детство и юность прошли под влиянием прусских и протестантских традиций. С 1882 изучал германистику, историю и философию в Бонне и Берлине; среди его учителей были Дройзен и Дильтей. С 1887 – сотрудник Государственного архива Пруссии. С 1901 – ординарный профессор в Страсбурге, в 1905–14 – во Фрайбурге. В 1914 приглашен в Берлин, в том же году стал членом Академии наук. Изначально консервативно-монархическая и националистическая позиция Мейнеке впоследствии приобрела либеральные очертания, в 1915 выступает за мир, во время войны и после нее публикации Мейнеке были направлены против большевизма и угрозы Веймарской республике со стороны левых и правых радикалов. Последовательно выступал против национал-социализма, однако в движение активного сопротивления вовлечен не был. После окончания Второй мировой войны стал первым ректором основанного тогда Свободного университета Берлина.

Работы Мейнеке посвящены двум темам: судьбе немецкой нации в 18–20 вв. и проблеме смысла истории. Его основные труды – «Становление историзма» («Entstehung des Historismus», 1936), сборник статей «Об историческом смысле и смысле истории» (1939) – находятся под влиянием философии жизни Дильтея, неокантианских концепций Виндельбанда и Риккерта (разделение наук на номотетические и идеографические и др.), а также философских идей Гёте. Важнейшими элементами историзма он считал «идею индивидуальности» и «идею развития»; отправляясь от «каузального» («внешнего», «механического») объяснения, следует достигать «внутреннего», «живого» понимания, включающего фантазию, интуицию, ощущение, сочувствие, любовь. Говоря о «примате духовной истории», Мейнеке причислял к ней не только философию и поэзию, но и (опираясь на Ранке) – политическую историю. Рассматривал «государство» и «народ» в качестве индивидуальностей особого типа.

И.А. Михайлов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 521.

Примечания:

* Очевидная опечатка. Следует читать: 1862.

Мейнеке, Фридрих (Meinecke), (1862-1954), немецкий историк, противник нацистской идеологии. Родился 30 октября 1862 в Зальцведеле. Учился в университетах Бонна и Берлина (1882-1886), работал в Прусском государственном архиве. С 1893 по 1935 был главным редактором журнала "Хисторише цайтшрифт" ("Historische Zeitschrift"). Профессор Страсбургского (1901-06), Фрейбургского (1906-14), Берлинского (1914-28) университетов. Труды Мейнеке посвящены изучению истории идей, которые Мейнеке считал двигателем исторического процесса. В книге "Космополитизм и национальное государство" (1908) он представил историю объединения Германии в виде развития идеи национального государства. Поражение Германии в 1-й мировой войне привело Мейнеке к отказу от традиционного для него представления о государстве как воплощении нравственной идеи ("Идея государственного разума в новой истории", 1924). Мейнеке стал утверждать, будто в истории большую роль играет иррациональное, "демоническое" начало. Являясь сторонником западного либерализма и высказываясь за союз с западными державами, он в то же время был поклонником прусского авторитарного правления и пытался в своих работах свести воедино эти две противоположные концепции. После прихода Гитлера к власти вышел крупный теоретико-методологический труд Мейнеке "Возникновение историзма" (1936), в котором он суммировал свои воззрения на исторические явления как сугубо индивидуальные комплексы, не подчиненные каким-либо объективным закономерностям.

Мейнеке не разделял грубого и высокомерного национализма Гитлера и часто заявлял об этом на страницах своего журнала, что послужило причиной его отставки в 1935 с должности главного редактора и с поста преподавателя университета. После разгрома Третьего рейха Мейнеке в книге "Германская катастрофа" (1946) хотя и подвергал критике многие стороны политического курса Гитлера и германского империализма, тем не менее отстаивал двойственную природу германского духа - одновременно возвышенного и низменного, миролюбивого и воинственного. "Высокое и низкое боролось друг с другом, но низкое начало одержало верх". Мейнеке критиковал "низменный дегенеративный милитаризм", ставший инструментом Гитлера и его порочного окружения. "Содеянное Гитлером, - писал Мейнеке, - следует рассматривать как извержение сатанинского начала в мировой истории".

В 1948 американские оккупационные власти назначили Мейнеке ректором нового Свободного университета в Западном Берлине, где он проработал до своей смерти 6 февраля 1954 года.

Использован материал Энциклопедии Третьего рейха.

Мейнеке (Meinecke), Фридрих (30.X.1862 - 6.II.1954) - немецкий историк. Профессор Страсбургского (1901-1906), Фрейбургского (1906-1914) и Берлинского (1914-1928) университетов. Главный редактор журнала "Historische Zeitschrift" (1896-1935). В 1947 году - один из основателей и первый ректор так называемого Свободного университета в Западном Берлине, ставшего оплотом реакционных сил. Уделив большое внимание исследованию реформ, проведенных в Пруссии в начале 19 века ("Das Leben des Generalfeldmarschalls Hermann von Boyen", Bd 1-2, Stuttg., 1896-99; "Das Zeitalter der deutschen Erhebung. 1795-1815", Lpz., 1906), Мейнеке обратился к изучению идеи государственного национального единства и ее осуществления в политической жизни Германии ("Weltbürgertum und Nationalstaat", Münch.-В., 1908). В основе методологических взглядов Мейнеке лежала неоидеалистическая интерпретация истории как единства материальной и духовной жизни, в которой примат отводится духовному началу. Мейнеке был представителем так называемого индивидуализирующего метода, главный принцип которого - отрицание объективных исторических закономерностей (см. Неокантианство). При этом Мейнеке неизменно приспособлял характер и выводы своих работ ("Weltbürgertum und Nationalstaat", Münch. - В., 1908; "Die Idee der Staatsräson in der neueren Geschiente", Münch.-В., 1924; "Die Entstehung des Historismus", Bd 1-2, Münch.-В., 1936; "Die deutsche Katastrophe", 1946, и др.) к политике германского империализма. Мейнеке принадлежал к либеральному крылу германской буржуазии (входил в партию национал-либералов, а затем - в Немецкую демократическую партию), выступал против наиболее реакционных и воинствующих кругов, считая, что сохранение капиталистического строя в Германии наилучшим образом можно обеспечить опорой на правых социал-демократических лидеров, а также союзом германского империализма с западными державами. В соответствии с этим он в своей книге "Geschichte des deutsch-englischen Bündnisproblems, 1890-1901" (Münch.-В., 1927) резко критиковал немецких государственных деятелей за якобы упущенную возможность заключить такой союз. Во времена фашистской диктатуры Мейнеке был не у дел, хотя не оказывал фашизму никакого сопротивления. Мейнеке одним из первых немецких историков откликнулся на разгром германского фашизма (книга "Die deutsche Katastrophe"); отмежевавшись от некоторых, полностью скомпрометированных положений буржуазной исторической теорий, он старался сделать все возможное для спасения их основы, что существенно помогло восстановлению идеологических позиций империализма и милитаризма в Западной Германии. Мейнеке впервые сформулировал ряд положений современной западногерманской империалистической историографии - антикоммунизм, нашедший отражение в доктрине "тоталитаризма", глубокий иррационализм, отрицание идеи прогресса.

X. Мейер. ГДР.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Сочинения: Werke, Bd 1-5, Münch.-Darmstadt-Stuttg., 1957-62.

Литература: Данилов А. И., Ф. Мейнеке и немецкий буржуазный историзм, "ННИ", 1962, N" 2; Бертольд В., "...Голодать и повиноваться". Историография на службе германского империализма, пер. с нем., М. 1964, гл. 2; Lozek G., Syrbe H., Geschichtsschreibung contra Geschichte, В., 1964.

Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Исторические лица Германии (биографический указатель).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Weltbürgertum und Nationalstaat, 1908;

Werke, 9 Bde, 1957–1979.

Литература:

Bussmann W. Friedrich Meinecke, 1963;

Hafer W. Geschichtsschreibung und Weltanschaung, Gedanken zu Werke F.Meineckes, 1950.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС