Мадзини Джузеппе
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мадзини Джузеппе

1805-1872

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Джузеппе Мадзини

Мазини (Мадзини) Джузеппе (1805- 1872), один из вождей итальянского национально-освободительного движения, идеолог и лидер республиканско-демократического направления. Образование получил в Генуэзском университете. В 1827 г. вступил в общество карбонариев, был арестован (1830); эмигрировал. В Марселе основал патриотическую организацию «Молодая Италия» (1831). Создал сеть тайных революционных обществ: «Молодая Европа» (1834), «Союз итальянских рабочих» (1840-1841), «Интернациональный союз народов» (1846). После поражения революции 1848-1849 гг. примкнул к отряду Гарибальди. Основал республиканскую «Партию действия» (1853).

+ + +

Мадзини (Mazzini), Джузеппе (22.VI.1805 - 10.III.1872) - итальянский революционер, буржуазный демократ, один из вождей итальянского национально-освободительного движения, руководитель и идеолог его левого республиканско-демократического направления. Родился в Генуе, там же получил юридическое образование в университете. В 1827 году Мадзини вступил в общество карбонариев. С этого времени вся жизнь Мадзини была посвящена борьбе за национальное освобождение и объединение Италии. Арестованный в 1830 году, Мадзини после 2,5-месячного тюремного заключения вынужден был отправиться в изгнание. В связи с крахом карбонаризма, Мадзини основал в 1831 году в Марселе тайную патриотическую организацию "Молодая Италия". Ее политическая программа предусматривала освобождение Италии от гнета австрийских Габсбургов, ликвидацию абсолютистских режимов и светской власти пап и создание единого, независимого и суверенного итальянского государства в форме буржуазно-демократической республики, опирающейся на всеобщее избирательное право и политические свободы. Условием достижения этих целей Мадзини считал общеитальянскую революцию и партизанскую войну низов, руководимых буржуазными революционерами. Однако, делая ставку на народ как главную силу в национально-освободительной борьбе, Мадзини в то же время не учитывал интересов итальянского крестьянства, составлявшего основную массу населения страны, не выдвинул лозунгов антифеодальных преобразований в деревне с целью наделения крестьян землей из опасения, что это оттолкнет от национального движения либеральное дворянство и землевладельческую буржуазию. Идея Мадзини о том, что "наиболее многочисленные и бедные классы" следует привлечь к революции обещанием улучшить их материальное положение, со временем стала оттесняться его идеалистической этико-религиозной концепцией, представлявшей участие в освободительном движении как религиозный долг каждого итальянца, как священную миссию итальянского народа, доверенную ему богом (отсюда лозунг Мадзини - "Бог и народ"). Благодаря активной пропаганде, развернутой "Молодой Италией", идеи Мадзини получили широкое распространение в итальянских государствах, особенно на Севере и в Центре страны, где была создана сеть тайных мадзинистских организаций. Однако подготовленные в 30-40-х годы Мадзини и его сторонниками заговоры и восстания оканчивались неудачей, вследствие оторванности от масс и произвольного выбора момента выступлений. Желая расширить массовую базу своей организации, Мадзини попытался привлечь рабочих к борьбе за объединение страны. В 1841 году в Лондоне им был основан (в рамках "Молодой Италии") "Союз итальянских рабочих", имевший отделения в ряде европейских стран. С целью сплочения демократических и республиканских сил Европы и распространения идеи солидарности европейских народов в борьбе с тиранией, Мадзини основал в 1834 году в Швейцарии революционную организацию "Молодая Европа", а в 1846 году - "Интернациональный союз народов". После начала революции 1848-1849 годов Мадзини приехал в Милан. Действуя в рядах демократов, Мадзини в основанной им газете "L'ltalia del Popolo" призывал к борьбе за единство страны и к созыву общеитальянского учредительного собрания. После падения революционного Милана Мадзини в качестве рядового бойца примкнул к отряду Гарибальди, отступившему в Швейцарию. В феврале 1849 года, в связи с новым революционным подъемом, Мадзини прибыл в Тоскану, а в марте переехал в Рим. С марта до июля Мадзини возглавлял триумвират (правительство) Римской республики 1849 года, став одним из вдохновителей ее преобразований и героической борьбы против контрреволюционной интервенции (см. Революция 1848-1849 годов в Италии). Падение революционного Рима вынудило Мадзини эмигрировать. В последующие годы Мадзини продолжал неустанную пропагандистскую и организаторскую деятельность, направленную на объединение Италии. Престиж Мадзини среди итальянской и европейской демократии был очень высок, однако поражение революции 1848-1849 годов побудило ряд левых демократов выступить с критикой недостатков программы и методов Мадзини. Вместе с тем часть его сторонников отошла вправо. Размежевание в демократическом лагере особенно ускорилось после провала Миланского восстания 1853 года, организованного при поддержке Мадзини. Стремясь преодолеть усилившийся разброд среди демократов, Мадзини основал в 1853 году "Партию действия". В 1858-1859 годы Мадзини выступал против сговора Пьемонтской монархии с Наполеоном III, разоблачив его захватнические намерения в отношении Италии. Во время войны против Австрии 1859 года и начавшейся новой революции (см. Итальянская революция 1859-1860 годов) Мадзини в противовес династическим планам пьемонтских монархистов создать Северо-итальянское королевство призывал к расширению народного движения с целью освобождения всей Италии от абсолютистско-клерикальной тирании и объединения страны. В 1860 году Мадзини содействовал организации экспедиции Гарибальди на Юг; прибыв в освобожденный Неаполь, Мадзини призывал Гарибальди двинуть революционные войска на освобождение Рима и созвать Учредительное собрание для решения вопроса о политическом устройстве Италии. Но эта попытка Мадзини добиться завершения объединения страны революционно-демократическим путем не увенчалась успехом. Мадзини снова вынужден был эмигрировать. В 60-е годы, борясь за воссоединение Рима и Венеции с Итальянским государством, Мадзини усиленно стремился использовать рабочих для разрешения этой задачи. Мадзини и его сторонники старались взять в свои руки руководство рабочими обществами, создать общеитальянскую организацию рабочих и приобщить их к политической борьбе. Однако выдвинутый Мадзини план социального переустройства общества носил мелкобуржуазный утопический характер. Искренне возмущаясь тяжелым положением масс, предсказывая неизбежность "освобождения трудящихся от тирании капитала", Мадзини надеялся ликвидировать социальное неравенство и систему наемного труда путем наделения всех трудящихся мелкой собственностью и создания потребительских и производственных ассоциаций. Он подчеркивал, что переход к справедливому общественному строю, при к-ром все будут трудиться и будет господствовать принцип "каждому по труду", должен совершиться мирным путем. Мадзини решительно отвергал классовую борьбу пролетариата с буржуазией, что явилось одной из главных причин его отрицательного отношения к Парижской Коммуне и 1-му Интернационалу. Как неутомимый борец с тиранией, за единство и независимость Италии, как страстный поборник демократических и республиканских принципов, Мадзини занимает почетное место в истории Италии.

До начала 900-х годов в итальянской исторический литературе, посвященной Мадзини, господствовали работы, выдержанные в духе патриотической риторики. Для многих буржуазных историков первых десятилетий 20 века характерно выпячивание и абсолютизация религиозной, идеалистической доктрины Мадзини (У. Делла Сетта, А. Леви, Джанкуинто и др.) и тенденция к затушевыванию революционной и демократически-республиканской стороны его теории и значения его политической борьбы в эпоху Рисорджименто. Социал-реформистские (А. Кателани, А. Ралимберти) и буржуазно-радикальные (Н. Колаяни) публицисты и историки стремились поднять на щит идеи Мадзини о классовом сотрудничестве и мирном переустройстве общества. Серьезную попытку дать систематическое изложение взглядов Мадзини и их объективную оценку предпринял радикально-демократический историк Г. Сальвемини, рассматривавший Мадзини прежде всего как революционера и "человека действия". В 20-30-е годы вышел ряд работ (А. Луцио, А. Кодиньола, А. Омодео, Л. Равенна и др.), проливших новый свет на некоторые стороны политической деятельности и мировоззрения Мадзини. Завершение издания полного собрания сочинений Мадзини и публикация других источников привели к появлению в 50-60-е годы ценных и глубоких исследований процесса идейного формирования Мадзини в период создания "Молодой Италии" (А. Галанте Гарроне, С. Мастеллоне), его социальных воззрений и его роли на кульминационном этапе освободительного движения (Дж. Берти, Ф. Делла Перута). Эти работы, поднимающие новые проблемы, во многом содействуют разрешению стоящей перед итальянской историографией задачи всесторонней оценки Мадзини как крупнейшей и противоречивой фигуры итальянского Рисорджименто.

В. С. Бондарчук. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.


Далее читайте:

Исторические лица Италии (биографический справочник)

Нравственно-политический отчет за 1839 год. (Россия под надзором. Отчеты III отделения 1827-1869. М., 2006).

Маркс Карл, Энгельс Фридрих. Британская политика.— Дизраэли. — Эмигранты. — Мадзини в Лондоне. — Турция. К.Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд, т. 9, с. 1-10.

Мамели (Mameli), Гофредо (1827-1849), итальянский революционный поэт, участник революции 1848-1849 годов, написал гим по заданию Мадзини.

Сочинения:

Scritti editi ed inediti, v. 1-104, Imola, 1906-51; в рус. пер. - Избранные мысли, M., 1905.

Литература:

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2. изд., т. 7-19, 21-22, 27-35 (см. Указат. имен); Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 21, с. 33; Герцен А. И., Собр. соч., т. 10-11, М., 1956-57 (см. Именной указат.); Грамши А., Избр. произв., пер. с итал., т. 3, М., 1959; Кирова К. Э., Концепция итальянской революции в ранних работах Мадзини, в сб.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955; ее же, Джузеппе Мадзини и утопический социализм (1830-1840), в сб.: История социалистических учений, М., 1964; Цыпкина З. М., Герцен и деятели итал. нац.-освободит. движения (1848-1852), в сб.: Объединение Италии, М., 1963; Козьмин Б. П., Николай I и Мадзини в 1854 г., в сб.: Из истории общественных движений и международных отношений, М., 1957; Манакорда Г., Итальянское рабочее движение по мат-лам съездов, пер. с итал., М., 1955; Gramsci A., Il Risorgimento, Torino, 1949; Berti G., I demoeratici e l'iniziativa meridionale nel Risorgimento, Mil., (1962); его же, Il pensiero sociale di Mazzini, "Nuova Rivista Storica", 1964, No 1-2; Della Peruta F., I democratici e la rivoluzione italiana, Mil., 1958; Falco G., G. Mazzini e la Costituente, Firenze, (1946); King B., Mazzini, L., 1902; Hales E., Mazzini and the secret societies, L., 1956; Mario W. J., Della vita dl G. Mazzini, Mil., 1886; G. Mazzini e la Repubblica Romana, Roma, 1949; Mastellone S., Mazzini e la Giovine Italia, v. 1-2, Pisa, 1960; Rosselli N., Mazzini e Bakounin, Torino, 1927; Omodeo A., Difesa del Risorgimento, Torino, 1951; Salvemini G., Scritti sul Risorgimento, Mil., 1961; Santonastaso G., Il neo-liberalismo di G. Mazzini, Bari, 1958; Vidal C., Mazzini et les tentatives révolutionnaires de la Jeune Italie..., P., 1928.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС