Маздак
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Маздак

V в. н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Маздак

Маздак - Мятежный сектант и руководитель народного движения, объединенного вокруг религиозного учения, с сильным общественным влиянием в конце V в. н.э. Эпизоды маздакитского мятежа трудно восстановить, так как по большей части мы знаем о нем только из враждебных движению источников. Само существование Маздака и реальность его движения подвергались сомнению, потому что два главных источника по истории Ирана при Каваде I (488—496; 499—531) не упоминают о нем. События вписываются в политический контекст конца V в. и попытку царя царей Кавада уменьшить растущее влияние знати. Социально-этический элемент движения Маздака включает обобществление материальных ценностей (и женщин) у богатых и бедных, что вызвало сначала в этом отношении некоторую симпатию Кавада. Но движение было доведено его сторонниками до крайностей и дошло до всеобщего мятежа, который привел к смещению царя царей в 496 г. (марксистско-коммунистические учебники часто с удовольствием используют этот пример). Кавад вернулся к власти тремя годами позже с помощью эфталитов, с которыми так долго яростно боролся ранее его отец Пероз. Мятеж был, в конечном счете, утоплен в крови Кавадом и его сыном Хосровом I в 528/ 9 г., но учение маздакитов в сасанидской империи сохранилось. В религиозном плане, большая часть греческих и арабских авторов, похоже, считают маздакитов манихейской сектой. Маздеистские священники принимают их за еретиков из-за их неприязни к внешним ритуалам.

Гюиз Ф. Древняя Персия. М., Вече, 2007, 317-318.


Маздак (50-е гг. 5 в. - 528/529) - основоположник религиозно-философского учения маздакизма, руководитель Маздакитского движения. Данные о биографии Маздака противоречивы. Происходил, очевидно, из иранского жречества. Родиной Маздака различные источники называют Нису, Нишапур, Мадарайя (на реке Тигр) и др. Маздак был последователем радикального направления в манихействе - учения Бундоса (Зардушта), развил его, выдвинув на первый план социальные лозунги. Маздак возглавил широкое движение народных масс против зороастрийского жречества и знати. Стремясь ослабить их влияние, шах Кавад I поддержал Маздака. При Каваде Маздак был вначале жрецом одного из храмов огня, а затем верховным жрецом (магупатом) Ирана. Когда экономическое и политическое господство аристократии и жречества было подорвано, Кавад I отказался от союза с Маздаком. В 528/529 году Маздак во дворце Кавада I был навязан диспут с высшими зороастрийскими жрецами, после чего Маздак и его ближайшие сторонники были казнены. По мнению чешского ученого О. Климы, гибель Маздака и подавление маздакитского движения относятся к 524 году (см. О. Klima, Über das Datum von Mazdaks Tod, "Charisteria Orientalia", Praha, 1956, s.135-41).

В. Г. Луконин. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Литература: (кроме указ. в статье) см. при ст. Маздакитское движение.


Далее читайте:

Маздакизм, религиозно-философское учение, отражавшее идеологию широкого народного движения крестьян, горожан и отчасти мелких феодалов в Иране на рубеже V и VI веков.

Все о персах и Иране (универсальный указатель).

Маздакитское движение (глава из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970).

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС