Маздак |
|
V в. н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
МаздакМаздак - Мятежный сектант и руководитель народного движения, объединенного вокруг религиозного учения, с сильным общественным влиянием в конце V в. н.э. Эпизоды маздакитского мятежа трудно восстановить, так как по большей части мы знаем о нем только из враждебных движению источников. Само существование Маздака и реальность его движения подвергались сомнению, потому что два главных источника по истории Ирана при Каваде I (488—496; 499—531) не упоминают о нем. События вписываются в политический контекст конца V в. и попытку царя царей Кавада уменьшить растущее влияние знати. Социально-этический элемент движения Маздака включает обобществление материальных ценностей (и женщин) у богатых и бедных, что вызвало сначала в этом отношении некоторую симпатию Кавада. Но движение было доведено его сторонниками до крайностей и дошло до всеобщего мятежа, который привел к смещению царя царей в 496 г. (марксистско-коммунистические учебники часто с удовольствием используют этот пример). Кавад вернулся к власти тремя годами позже с помощью эфталитов, с которыми так долго яростно боролся ранее его отец Пероз. Мятеж был, в конечном счете, утоплен в крови Кавадом и его сыном Хосровом I в 528/ 9 г., но учение маздакитов в сасанидской империи сохранилось. В религиозном плане, большая часть греческих и арабских авторов, похоже, считают маздакитов манихейской сектой. Маздеистские священники принимают их за еретиков из-за их неприязни к внешним ритуалам. Гюиз Ф. Древняя Персия. М., Вече, 2007, 317-318. Маздак (50-е гг. 5 в. - 528/529) - основоположник религиозно-философского учения маздакизма, руководитель Маздакитского движения. Данные о биографии Маздака противоречивы. Происходил, очевидно, из иранского жречества. Родиной Маздака различные источники называют Нису, Нишапур, Мадарайя (на реке Тигр) и др. Маздак был последователем радикального направления в манихействе - учения Бундоса (Зардушта), развил его, выдвинув на первый план социальные лозунги. Маздак возглавил широкое движение народных масс против зороастрийского жречества и знати. Стремясь ослабить их влияние, шах Кавад I поддержал Маздака. При Каваде Маздак был вначале жрецом одного из храмов огня, а затем верховным жрецом (магупатом) Ирана. Когда экономическое и политическое господство аристократии и жречества было подорвано, Кавад I отказался от союза с Маздаком. В 528/529 году Маздак во дворце Кавада I был навязан диспут с высшими зороастрийскими жрецами, после чего Маздак и его ближайшие сторонники были казнены. По мнению чешского ученого О. Климы, гибель Маздака и подавление маздакитского движения относятся к 524 году (см. О. Klima, Über das Datum von Mazdaks Tod, "Charisteria Orientalia", Praha, 1956, s.135-41). В. Г. Луконин. Ленинград. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965. Литература: (кроме указ. в статье) см. при ст. Маздакитское движение. Далее читайте:Маздакизм, религиозно-философское учение, отражавшее идеологию широкого народного движения крестьян, горожан и отчасти мелких феодалов в Иране на рубеже V и VI веков. Все о персах и Иране (универсальный указатель). Маздакитское движение (глава из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |