Максим Исповедник |
|
580-662 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Максим ИсповедникМаксим Исповедник (+ 662), Преподобный Максим - известен в истории Церкви своей активной борьбой против ереси монофелитов (утверждавших в Христе одну только Божественную природу и одну волю). Происходил из знатной семьи, был секретарем Императора Гераклия. После перехода Императора на сторону еретиков, удалился со двора и принял монашество. Поучение преподобного Максима о "веротерпимости": «Нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резким и непримиримым. Ибо я не называю любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви то, когда кто-либо утверждает еретиков в их заблуждении на их неминуемую погибель».
Максим Исповедник (Maximos 'omologntns) (580-3.VIII.662) - византийский богослов и церковно-политический деятель. Виднейший противник монофелитства и сторонник православия. При императоре Ираклии Максим Исповедник состоял на государственной службе, около 613-614 годов принял монашество. Значительную часть жизни провел в Северной Африке, организуя во многих городах сторонников православия для борьбы с монофелитством. Участвовал в Латеранском соборе 649 года в Риме. В 653 году был арестован по приказу византийского императора. Осужден судом в Константинополе на ссылку. Умер в Лазике. Автор многочисленных полемических и догматических сочинений, Максим Исповедник оказал значительное влияние на западных богословов. E. Липшиц. Ленинград. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965. Сочинения: PG, t. 90, 91. Литература: Епифанович С. Л., Преподобный Максим Исповедник и визант. богословие, К., 1915; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959.
МАКСИМ ИСПОВЕДНИК, преподобный (582-662), родился и вырос в Константинополе в благочестивой семье. В юности изучил философию, риторику, грамматику, труды древних авторов, в совершенстве овладел богословской диалектикой. На государственной службе знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем имп. Ираклия. Но придворная жизнь тяготила Максима, поэтому он удалился в Хрисопольскую обитель (на азиатском берегу Босфора), где принял иноческий постриг и вскоре был избран игуменом монастыря. В 633, по просьбе будущего патр. Иерусалимского Софрония, прп. Максим отправился в Александрию, чтобы бороться с монофизитской ересью, охватившей весь христианский мир. Везде, где ему приходилось бывать: в Карфагене, Риме, Константинополе — он ревностно отстаивал Православие, наставляя заблуждавшихся и обличая уклонившихся. Способствовал прп. Максим и созыву Латеранского Собора, который осудил монофизитство и предал анафеме его защитников. Ярый поклонник монофизитов имп. Констанс II приказал схватить исповедника, ложно обвинив его в измене отечеству. Прп. Максиму отрезали язык, усекли правую руку и затем сослали в Колхиду. Но милосердный Господь вернул ему способность писать и говорить. По кончине прп. Максима над его могилой совершались чудеса и происходило множество исцелений. Он оставил большое богословское наследие: объяснение трудных мест Священного Писания, толкования молитв, схолии к сочинениям других отцов Церкви, объяснение богослужения, диспуты, трактаты и письма. Память прп. Максиму отмечается 21 января/3 февраля и 13/26 августа (перенесение мощей).
Максим Исповедник (Μάξιμος ‘Ομολογητής, Maximus Confessor) (ок. 580, Константинополь, – 13 августа 662, Лазика) – византийский мыслитель и богослов. В молодости государственный деятель, с 613–14 монах. С 642 выступает как ведущий оппонент монофелитов, которым покровительствовало правительство; в 645 победил на диспуте с монофолитами в Карфагене, в 653 арестован, в 662 подвергнут отсечению языка и правой руки; умер в ссылке. Философские взгляды Максима Исповедника окрашены сильным влиянием Аристотеля, неоплатонизма и особенно Псевдо-Дионисия Ареопагита, в распространении сочинений которого Максим сыграл решающую роль. В центре его философско-богословской концепции – проблема человека. История мира делится Максимом Исповедником на период подготовки вочеловечения Бога, истекший с рождением Христа, и период подготовки обожествления человека. Если человек преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, расколотость на мужское и женское, духовное и животное, космос будет спасен и творение воссоединится с Творцом. Основные события жизни Христа суть поэтому одновременно символы космических процессов. Этика Максима Исповедника основана на своеобразном учении о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологические наблюдения. Его идеи оказали сильное влияние на Иоанна Скота Эриугену, а также средневековую мистику. С.С. Аверинцев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 482.
Максим Исповедник (греч. Μάξιμος Όμολογητής, лат. Maximus Confessor) (ок. 580, Константинополь, — 13.8.662, Лазика), византийский мыслитель и богослов. В молодости государственный деятель, с 613—614 годов монах. С 642 года выступает как ведущий оппонент монофелитов, которым покровительствовало правительство; в 645 году победил на диспуте с монофелитами в Карфагене, в 653 году арестован, в 662 году подвергнут отсечению языка и правой руки; умер в ссылке. Философские взгляды Максима Исповедника окрашены сильным влиянием Аристотеля, неоплатонизма и особенно Псевдо-Дионисия Ареопагита, в распространении сочинений которого Максим Исповедник сыграл решающую роль. В центре философско-теологической концепции Максима Исповедника — проблема человека. История мира делится Максимом Исповедником на период подготовки вочеловечения бога, истекший с рождением Христа, и период подготовки обожествления человека. Если человек преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, расколотость на мужское и женское, духовное и животное, космос будет спасён и творение воссоединится с творцом. Основные события жизни Христа суть поэтому одновременно символы космических процессов. Этика Максима Исповедника основана на своеобразном учении о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологические наблюдения. Идеи Максима Исповедника оказали сильное влияние на Иоанна Скота Эриугену, а также средневековую мистику. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Migne, PG, t. 90—91. Литература: Епифанович С. Л., Преподобный М. И. и визант. богословие, К., 1915; его же, Материалы к изучению жизни и творений преподобного М. И., К., 1917; В а l t h a s а г H. U. т.. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus' des Bekenners, Einsiedeln, 1962; fhunberg L., Microcosm and mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor., Cph., 1965.
Максим Исповедник — преподобный, византийский богослов, главный оппонент монофелитов. Родился около 580 г. в городке Хешвин в Палестине, умер в 662 г. в Грузии. Отцом его был ремесленник-самарянин, а матерью — рабыня-персиянка, принявшие крещение. При рождении будущий святой получил имя Мосхион. После смерти своих рано умерших родителей мальчик в 10-летнем возрасте был передан в один из палестинских монастырей на воспитание. Настоятель лавры авва Пантолеон нарек отрока Максимом и сделал его своим учеником. Нашествие персов на Палестину и захват ими Иерусалима в 614 г. вынудили Максима, как и многих других палестинских монахов, бежать из Святой Земли. Около 617 г. он оказался в столице империи, там познакомился и подружился с Анастасием, нотарием императрицы Евдокии, и по его рекомендации поступил на придворную службу секретарем императора Ираклия I (610-641). Спустя несколько лет Максим оставил службу и ушел в один из монастырей вблизи Константинополя, однако нашествие персов и авар в 626 г. заставило его отправиться в новые странствия. Побывав на Крите и Кипре, около 628 г. он прибыл в Северную Африку. После 634 г. Максим некоторое время жил в Палестине и Сирии, а после смерти своего друга святого иерусалимского патриарха Софрония (634-638) около 639 г. покинул Восток. В 641-645 гг. Максим жил в Северной Африке, где выступал как ведущий оппонент монофелитов, которым покровительствовало византийское правительство. В 645 г. он победил на диспуте с монофелитами в Карфагене бывшего константинопольского патриарха Пирра. В том же году он отправился в Рим с продолжительной остановкой на Сицилии. В Риме, близко сойдясь с папой Мартином, Максим выступил главным инициатором проведения Латеранского собора в 649 г., на котором были провозглашены анафемы главным ересиархам монофелитов. За это в 653 г. он, как и римский папа, был арестован, осужден и сослан в г. Визия во Фракии. Долгое время представители константинопольского двора убеждали Максима отказаться от своих взглядов, но он был непреклонен. В итоге в 662 г. Максим был еще раз привезен в столицу, вновь осужден, подвергнут отсечению языка и правой руки и сослан в Лазику, где вскоре умер и там же был похоронен. Философские взгляды Максима Исповедника окрашены сильным влиянием Аристотеля, неоплатонизма и особенно Ареопагитик, в распространении которых Максим Исповедник сыграл решающую роль. В центре его философско-теологической концепции — проблема человека. Историю мира Максим разделял на период подготовки вочеловечения Бога, истекший с рождением Христа, и период подготовки обожествления человека. Если человек преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, расколотость на мужское и женское, духовное и животное, космос будет спасен и творение воссоединится с Творцом. Основные события жизни Христа являются поэтому одновременно символами космических процессов. Этика Максима Исповедника основана на своеобразном учении о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологические наблюдения. Идеи Максима Исповедника оказали сильное влияние на всю средневековую мистику. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.15-16.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Византия (краткая справка). Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | Константинопольские патриархи (биографический справочник). Сочинения:MPG, t. 40–91, в рус. пер.: Творения преп. Максима Исповедника, ч. 1–3. М., 1993. Литература:Епифанович С.Л., Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915; Епифанович С.Л.,Материалы к изучению жизни и творений преподобного Максима Исповедника. Киев, 1917; Орлов И. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. СПб., 1888; Флоровский Г.В. Византийские отцы Церкви V–VIII вв. Париж, 1933, с. 195–228; Balthasar H.U. v. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus' des Bekenners. Einsiedeln, 1961; Thunberg L. Microcosm and mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor. Cph., 1965. Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |