Маркович Светозар |
|
1846—1875 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Светозар МарковичМаркович Светозар (1846—1875) — философ-материалист, публицист и литературный критик, основоположник революционно-демократической идеологии в Сербии. Учился в Сербии, России, Швейцарии. Большое влияние на его взгляды оказали идеи русских революционных демократов, особенно Чернышевского. Маркович был знаком с основными трудами Маркса и Энгельса; участвовал в работе русской секции I Интернационала; в газете «Работник» (1871—1872) пропагандировал марксистские идеи, выступал в защиту Парижской коммуны. Маркович считал, что в условиях Сербии, опираясь на сельскую общину, после победы народной революции можно прийти к социализму, минуя капитализм; выдвинул идею национального равноправия и федерации всех балканских народов; положил начало критическому реализму в сербской литературе. Основное сочинение: «Сербия на востоке» (1872), «Реальное направление в науке и жизни» (1872), «Социализм, или Общественный прогресс» (1874). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 240-241.
Маркович (Марковиh) Светозар (9.9.1846, Заечар,— 26.2.1875, Триест), философ-материалист, революционный публицист и литературный критик; основоположник социалистического движения в Сербии. Учился в Сербии, России, Швейцарии; участвовал в работе русской секции 1-го Интернационала. В созданной им первой на Балканах социалистической газете «Работник» (1871—1872) пропагандировал социалистической идеи, выступал в защиту Парижской Коммуны, боролся против национального романтизма и мещанского либерализма в Сербии. На мировоззрение Марковича оказали влияние идеи русских революционных демократов, особенно Чернышевского. Позднее Маркович познакомился также с некоторыми работами К. Маркса и Ф. Энгельса. Теоретической основой взглядов Маркович была материалистическая философия (с элементами механицизма), которую он называл реализмом. Свои материалистические взгляды Марковича пытался распространить и на понимание человеческой истории. Он выделял экономические отношения как основные, различал ступени общественного развития, понимал значение классов и классовой борьбы. В то же время Маркович преувеличивал роль общественного сознания в историческом процессе, считая, что развитие общества главным образом зависит от умственного развития народа. Рассматривая философию, науку, искусство как могучее орудие в борьбе за социальное освобождение, он переоценивал роль интеллигенции в этом процессе. Маркович считал возможным осуществить социалистические преобразования в Сербии на основе сельских общин, минуя капиталистическую стадию развития; выдвигал идею национального равноправия и федерации всех балканских народов. Маркович положил начало критическому реализму в сербской литературе. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Целокупна дела, св. 1—8, Београд, 1892—1912; в рус. пер.— Иабр. Соч., М., 1956. Литература:История философии, т. 2, М., 1957, с. 462—73.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |