Маништусу |
|
2305-2291 до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
МаништусуМаништусу - третий царь (23 в. до н.э.) династии Аккада, впервые объединивший Двуречье в единое государство. От Маништусу дошла важная надпись - "Обелиск Маништусу", посвященная скупке царем земель у большесемейных общин Аккада. И. М. Дьяконов. Ленинград. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966. Маништушу, царь Аккада (Месопотамия) в ? - 2237 гг. до Р. Х. Сын Шаррумкена. Все правление царя Маништушу прошло в войнах. Первый поход он совершил против глубинных областей Элама. Другой поход был морской против какой-то страны на берегу Персидского залива. Царствовал Маништушу недолго и был убит, как и его брат Римуш, своими приближенными. Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., "Вече". 2001. Маништусу - старший сын Саргона, третий царь из династии Саргонидов (2305-2291 гг. до н.э.). Продолжал внешнюю политику своих предшественников. Так, он предпринял поход в Элам, чтобы подавить вспыхнувшие там восстания, и покорил области Элама - Аншан и Ширихум. Не довольствуясь этой победой, Маништусу отправил свое войско через Персидский залив и вторгся в юго-западную область Ирана, где разбил коалицию тридцати двух правителей городов и захватил богатые серебряные рудники и каменоломни. Внутренняя политика Маништусу определялась необходимостью внутренне упрочить огромное по территории Аккадское царство. Так, Маништусу старался щедрыми дарами расположить к себе влиятельных жрецов Шумера. С этой целью он особым указом установил размер владений и доходов храма бога Шамаша, жертвуя ему в то же время золотые и серебряные слитки весом в тридцать талантов*). Чтобы укрепить свою власть в Эламе, Маништусу старался привлечь на свою сторону эламское жречество. Так, он посвятил свою статую эламскому богу Нарути. Характерна земельная политика Маништусу. В четырех его надписях, сохранившихся на одном обелиске, в крайне сжатой и неясной форме фиксируется покупка царем у ряда лиц крупных земельных владений близ Киша и других городов. Есть основания полагать, что царь приобрел эти земли у общин. Фактически руководящее положение в этих общинах занимали "господа поля" и "старейшины поля", которые входили в состав выделявшейся из общин аристократии. Очевидно, эти наиболее богатые и влиятельные главы общин, продавая царю общинные земли, содействовали тем самым укреплению и расширению царского земельного фонда. В надписи говорится, что на приобретенных царем землях были поселены аккадские чиновники и жрецы, а также представители шумерской знати. Скорее всего, это мероприятие царя Маништусу имело своей целью не только увеличить его земельный фонд, но вместе с тем щедрыми дарами расположить к себе влиятельную знать Аккада и Шумера, а также приблизить ее к царскому двору, поставив в экономическую зависимость. Примечания *) Талант - денежная единица и мера веса около 30 кг. Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005. Маништусу (2305-2291 гг. до н. э.)Третий аккадский царь из династии Саргона, по имени Маништусу, продолжал внешнюю до политику своих предшественников. Так, он предпринял поход в Элам, чтобы подавить вспыхнувшее там восстание, и покорил области Элама — Аншан и Ширихум. Не довольствуясь этой победой, он отправил свои войска через Персидский залив и вторгся в юго-западную область Ирана, где разбил коалицию правителей 32 городов и захватил богатые серебряные рудники и каменоломни. Внутренняя политика Маништусу определяется главным образом необходимостью внутренне упрочить большое Аккадское царство, созданное крупными завоеваниями в течение трёх царствований. Так, Маништусу старается щедрыми дарами расположить к себе влиятельную жреческую аристократию Шумера. Чтобы заручиться поддержкой шумерийского жречества, Маништусу особым указом устанавливает размер владений и доходов храма бога Шамаша, жертвуя ему в то же время золотые и серебряные слитки весом в 30 талантов. Чтобы укрепить свою власть в Эламе, Маништусу старается привлечь на свою сторону эламское жречество. Так, он посвящает свою статую эламскому богу Нарути. Характерна земельная политика Маништусу. В четырёх надписях его времени, сохранившихся на одном обелиске, в крайне сжатой и несколько неясной форме фиксируется покупка царём у ряда лиц крупных земельных владений близ Киша и других городов. Имеются основания полагать, что Маништусу приобрёл эти земли у общин, поскольку упоминаемые в надписях лица названы «братьями» и «детьми». Фактически руководящее положение в этих общинах занимали «господа поля» и «старейшины поля», которые входили в состав выделяющейся из общин родовой аристократии, образующей наиболее древние слои рабовладельцев. Именно эти наиболее знатные и богатые аристократы и упоминаются в надписи на обелиске Маништусу в качестве «едоков (т. е. получателей. — В. А.) серебра», как тогда называли продавцов. Очевидно, эти наиболее богатые и влиятельные главы общин, продавая царю общинные земли, содействовали тем самым укреплению и расширению царского земельного фонда. С другой стороны, весьма возможно, что часть этих земель была на тех или иных условиях передана царём различным представителям служилой и постепенно образующейся земледельческой знати, которая в своих поместьях эксплуатировала труд рабов. В надписи на обелиске Маништусу говорится, что на купленных царём землях были поселены представители аккадского чиновничества и жречества, а также шумерийские аристократы и среди них родственники или потомки патэсн Уммы (Гишху), сын патэси Лагаша и другие знатные богачи. Очевидно, это мероприятие царя имело своей целью не только увеличить количество земель, сосредоточенных в его руках, но вместе с тем щедрыми дарами расположить к себе влиятельную знать Шумера и Аккада, а также приблизить её к царскому двору, поставив под некоторый, очевидно, экономический контроль центральной власти. Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 67-68. Далее читайте:Аккад, страна и ее правители. Саргон, Шаррум-кен — основатель и царь Аккадского царства (2369-2314 гг. до н.э.), отец Маништусу. Литература:Дьяконов И. М., Общественный и гос. строй Древнего Двуречья, М., 1960; Тюменев А. И., Гос. хозяйство Древнего Шумера, М.-Л., 1956.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |