Мани |
|
216-277 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
МаниМани, создатель манихейства родился в 216 году н.э. около Ктесифона и скончался в тюрьме в 276 или 277 году. Его отец был иранцем, родом из Экбатан. Он присоединился к секте баптистов в Вавилонии, адептам иудео-христиан элькасаитов, в тот момент, когда его жена, чье имя и происхождение не сохранились, была беременной Мани. Эта секта вела активную миссионерскую деятельность, применяла ритуальные омовения и соблюдала точный пищевой ритуал, запрещающий есть мясо и перебродившие напитки. Отец Мани привел своего сына в секту, когда тому было четыре года, где Мани оставался до возраста двадцати четырех лет, когда ему явился ангел. Оспорив религию элькасаитов, он вынашивает проект новой религии. При втором появлении ангел побудил его начать миссионерскую деятельность, и Мани становится местным апостолом. Еще при господстве Ардашира I он уехал в Индию и по дороге он свернул в Туран. Его знакомство с буддизмом в это время было очень важным. После смерти Ардашира Мани возвращается в Персию. Следуют многочисленные поездки по всей Персии, Сузиане и Вавилонии. В Персии Пероз, управляющий Хорасаном, и брат царя царей Шапура I, представил его царю (253). Мани посвящает ему свое произведение «Шапуракан», написанное на среднеперсидском языке, в котором он объясняет основы своей религии. Соблазненный синкретизмом Мани, учение которого объединяло элементы маздеистства, буддизма и христианства, Шапур допускает его в свою свиту во время своих военных кампаний, так чтобы манихейство было внедрено к 270 году во всем Иране. При его преемнике, Ормузде I, Мани, похоже, не встретил особых затруднений, но когда Ормузда сменил его брат, Бахрам I, после нескольких месяцев его правления положение резко меняется. Новый царь царей запрещает ему поездку в земли Кушан. По подстрекательству маздеистских священников, а именно первосвященника Картира, Бахрам становится все более и более подозрителен по отношению к Мани. Он приказал бросить его в тюрьму, где пророк, связанный, умер от истощения через двадцать шесть дней заключения. Гюиз Ф. Древняя Персия. М., Вече, 2007, 318-320. Мани (216-276) - основатель религиозного учения манихейства. В конце 30-х годов 3 века путешествовал по Ирану, Средней Азии и Индии, где познакомился с буддизмом, брахманизмом, местными религиозными культами. В начале 40-х годов выступил в Ктесифоне с проповедью своего учения, которое получило широкое распространение в Иране и вначале было поддержано шахом Шапуром I, стремившимся противопоставить его христианству и местным культам. Однако оппозиционный характер учения Мани, a также усиление зороастрийского жречества послужили причиной гонения на Мани. Он был вынужден бежать из Ирана. Путешествуя по соседним странам и продолжая свои проповеди, Мани снискал многих последователей. Приверженцы Мани проникли в Среднюю Азию, Египет, Китай и восточные области Римской империи. В 273 году Мани вернулся в Иран; в 275 году был заключен в тюрьму и вскоре казнен. Известны сочинения Мани религиозно-этического характера: "Шапуракана", "Живое евангелие", письма ученикам, посмертный сборник произведений "Кефалайя" (найден в Египте). Мани писал преимущественно по-персидски. А. Л. Кац. Ош. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966. Мани (216-273) — духовный учитель, основатель манихейства, выдающийся древнеперсидский художник и поэт. Имя Мани встречается в трудах [Льва] Гумилёва. Согласно Гумилёву, непримиримыми по отношению к христианству, исламу и хинаяническому буддизму были сторонники учения пророка и философа Мани, создателя наиболее последовательной концепции антисистемы. Однако иудеи сами были противниками антисистемного учения. Они любили в этом мире себя, свои дела и свое потомство. Ради торжества своего этноса они применяли тайну — оружие, заимствованное у их злейших врагов — эллинских гностиков, — и ложь, но только по отношению к гоям и акумам. Манихейство разъедает любую позитивную этническую систему, но ни в коем случае не допускает их к себе («Древняя Русь и Великая Степь», 130). Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 384. Далее читайте:Манихейство, религиозно-философское учение, возникшее в III в. на Ближнем Востоке и просуществовавшее около тысячи лет. Все о персах и Иране (универсальный указатель).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |