Мамардашвили, Мераб |
|
1930-1990 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Мераб МамардашвилиМамардашвили, Мераб (1930-1990) — грузинский и российский философ. Работал в редакциях журналов «Вопросы философии» и «Проблемы мира и социализма» (Прага), в Институте международного рабочего движения. В 1968- 1974 г. — заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии». В 1974 г. уволен по идеологическим причинам. С 1980 г. — научный сотрудник Института философии АН Грузии (Тбилиси). Философская и публично-просветительская деятельность Мамардашвили сыграла важную роль в становлении независимой философской мысли в СССР. Большое духовное и образовательное значение имели курсы лекций по философии, прочитанные им в 1970-1980 гг. в различных вузах страны, а также многочисленные интервью и беседы с ним, записанные и опубликованные в годы перестройки. Сквозная тема философии Мамардашвили — феномен сознания и его значение для становления человека, культуры, познания. Сознание Мамардашвили рассматривал как космологическое явление, связанное с самими основами бытия, а онтологию сознания он считал неустранимой структурой современной парадигмы рациональности (онтология рассматривалась Мамардашвили конструктивно — как предельная форма мыслимости и практикования, а не репрезентативно). Основные труды Мамардашвили: «К проблеме метода истории философии» (1965); «Анализ сознания в работах Маркса» (1968); «Формы и содержание мышления» (1968); «Классическая и современная философия» (1972); «Символ и сознание» (1982); «Классический и неклассический идеалы рациональности» (1984); «Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии» (1996); «Эстетика мышления» (1999); «Современная европейская философия. XX век» (1999). Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 214-215.
Другие биографические материалы:Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Синтезировал в своей концепции достижения феноменологии, герменевтики, экзистенциализма, марксизма (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010). Бабайцев А.Ю. Грузинский и российский философ (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998). Сенокосов Ю.П. Специалист по философии сознания и истории философии (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М). Кураев В.И. Философ, историк философии и культуролог (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014). Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).
Сочинения:1. К проблеме метода истории философии. – «ВФ», 1965, № 6; 2. Анализ сознания в работах Маркса. – Там же, 1968, № 6; 3. Формы и содержание мышления. М., 1968; 4. Классическая и современная философия (в соавт.). М., 1972; 5. Проблема объективного метода в психологии (в соавт. с В.П.Зинченко). – «ВФ», 1977, № 7; 6. Символ и сознание (в соавт.). Иерусалим, 1982; 7. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984; 8. Картезианские размышления (январь 1981). М., 1993; 9. Лекции о Прусте. М., 1995; 10. Необходимость себя. Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки. М., 1996; 11. Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии. М., 1996; 12. Психологическая топология пути. М.Пруст «В поисках утраченного времени». Тбилиси, 1996 (переиздана в СПб. – 1997); 13. Лекции по античной философии. М., 1997; 14. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке (в соавт. с А.М.Пятигорским). М., 1997 (дополн. и перераб. изд. кн., вышедшей в Иерусалиме в 1984); 15. Кантианские вариации. М., 1997; 16. Эстетика мышления. М., 1999; 17. Современная европейская философия. XX век. М., 1999. Литература:Конгениальность мысли. М., 1994; Встречи с Декартом. М., 1996; Произведенное и названное. М., 1998. Сенокосов Ю П. М. К. Мамардашвили: Жизнь и творчество // Мамардашвили М. К. Мой опыт не типичен. М., 2000; Мераб Константинович Мамардашвили (Сер. «Философия России второй половины XX века»), М., 2009.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |