Маляков Лев Иванович |
|
1927-2002 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Маляков Лев ИвановичМаляков Лев Иванович (11.01.1927, дер. Калашниково, Псковская обл.). В войну партизанил. Окончил в 1955 году журфак ЛГУ. Одно время занимался партийной работой, был завсектором печати в Псковском обкоме КПСС. Начинал как поэт. Живёт в Пскове. Соч.: Доверие: Роман. — Л., 1978; Россияне: Два романа. — Л., 1990; Страдальцы: Роман. — М., 1997. Вячеслав ОГРЫЗКО Маляков Лев Иванович [11.1.1927, д.Калашниково Гдовского р-на Псковской обл.— 16.1.2002, Псков] — поэт, прозаик. Дед — потомственный крестьянин, отец, в революцию ушел «комиссарить», затем работал в волисполкоме. С первых дней фашистского нашествия отец Малякова возглавил подпольную организацию, в нояб. 1941 был арестован и расстрелян. Мать принадлежала к старинному польскому дворянскому роду Ржевских. После гибели мужа она взяла руководство антифашистским подпольем на себя. Маляков ходил по заданию родителей в разведку во вражеские гарнизоны: «Как с того света из разведки меня всегда встречала мать» («Житие матери»), добирался за 100 километров в Псков, побывал в руках карателей, был избит до полусмерти, но выжил. В 1943 ушел в партизаны, воевал во 2-й партизанской бригаде, где встретился и на всю жизнь подружился с разведчиком спецгруппы, тоже будущим поэтом, Игорем Григорьевым. Едва достигнув 17 лет, Маляков ушел добровольцем на флот, воевал на торпедных катерах, брал Кенигсберг, участвовал в освобождении Прибалтики, был ранен, награжден орденом Отечественной войны и медалями, главными из которых всегда считал «За отвагу» и «Нахимов». После демобилизации учился на отделении журналистики ЛГУ (1950—55), а возвратившись в родные места, работал литсотрудником «Псковской правды», редактором комсомольской газеты «Молодой ленинец», заведующим сектором печати Псковского обкома КПСС, заведующим Псковским отделением Лениздата. В 1973 составил краеведческий сборник «Достопримечательности Псковской области» (2 изд.— 1977). Уйдя на пенсию в 1990, создал и возглавил лицей А.С.Пушкина, разработав концепцию «Возрождение русской духовности», награжденную дипломом Министерства среднего образования и премией Сороса. Был удостоен звания «Заслуженный работник культуры». 62-летний трудовой путь Маляков закончил только в 2000, т.е. литературным творчеством он практически занимался только в свободное от работы время, хотя после первых сборников стихотворений «Проселки ведут на большак» (1962), «Страда» (1964) и «Заколдованное счастье» (1966) в 1968 был принят в члены СП СССР. В этом же году вышла книга стихов и поэм «Свидание», а в 1969 — поэтический сборник «Заряна-печальница». Представляя одну из книг Малякова и подчеркивая «деревенские корни» его поэзии, И.Григорьев писал: «Вынянченный зыбучими топями и певучими лесными глухоманями, взращенный среди скудных и не всегда ласковых полей, поэт с детства впитал в себя любовь к земле, научился понимать ее суровую молчаливость, поверил в необходимость служить ей не за страх, а за совесть» (Заколдованное счастье. С.3). Творчество Малякова охватывает разные стороны исторической судьбы России. В первую очередь это опалившая детство и юность война: «...Бегут года — / А я все на войне. / Я от того остался поколенья, / Которое горело на огне»... и потому «Я по ночам во сне кричу, / На лбу холодный пот /<...>/ Война во мне живет». Живет она в ряде трагических картин: стих. «Первый день войны» — о малышах, погибших и изувеченных первой бомбой, упавшей на псковскую деревушку; «Верность» — о мн. членах семьи, не вернувшихся в родной дом; «Твое поле», «Памяти друзей», «Совесть» — о друзьях, оставшихся навсегда на боевом рубеже под березами и ракитами; «День свадьбы», «Все меньше остается вдов», «Картина» — о солдатских вдовах, до сих пор ждущих мужей с войны; «Русский солдат» — об осиротевшем отце, у которого хватило души пожалеть детей врага... Очень важны для поэта размышления о прошлом России — кто мы? Прошлое воспринималось им через историю своего рода («Крестьянский род», «Иваны России») и через историю всеобщую («Ковали», «Небо — куполом...», «Троицкий собор в Пскове», «То не лебедь...»), и тогда в речи поэта начинала звучать мелодия древних летописей... Тема родной земли в самых различных ее ипостасях сближает творчество Малякова и с «деревенской прозой» В.Астафьева, Ф.Абрамова, В.Распутина, В.Шукшина, и с «деревенской поэзией». Поэта не отпускает ощущение вины перед землей, на которой родился и вырос и за которую в ответе: «Ведь знаю: / Ждут меня поля, / Поют мои родные дали, / Зовет отцовская земля!» Или: «Не потому ль, что лишь советы / Мы щедро сыпали тогда, / Нам и теперь покоя нету, / Когда селом идет страда». Об этом в стих. «Зовет отцовская земля», «Раздумья», «Стареет дом, ветшает сад», «Зависть», «Пашня», «Родительская изба», «Перед отпуском», «Родное поле», «Тревоги малых деревень», «Дедова печь» и др. В поэме «Заколдованное счастье», глядя «в глаза земле», поэт не боится держать ответ за ее беды, за свои и чужие грехи: «На перекрестке двух дорог / Земля, перед тобою каюсь, / От бед твоих не отрекаюсь, / Пусти же сына на порог!». Пронзительно звучит в стихах Малякова тема родной природы: с одной стороны — ее удивительной, неповторимой красоты, каждый раз как бы увиденной впервые, открываемой заново, а с другой стороны — бесконечной, неутихающей тревоги и боли за ее бездушное уничтожение («Остались летописные листы», «Липа», «О природе» и др.). «Лев Маляков пристально, заинтересованно исследует новые социальные и психологические процессы, протекающие в современной деревне, но при этом стремится взять под охрану художественного слова все, что не должно кануть в вечность — будь то духовность крестьянской трудовой жизни, лучшие стороны традиционного сельского быта, память о ратных подвигах и даже полевые цветы» (Лихачёв Д.— С.4). Со временем в стихах поэта стали появляться философские размышления о Вселенной, о сути человеческого бытия и парадоксах времени, о природе, которая способна на возмездие. Маляковский «космос» где-то начинал прикасаться к тютчевскому, («Проснусь однажды я лучом», «Не верю дню рожденья своему», «За Великой скирды хлеба», «Какие высокие травы», «О природе» и др.). Разбазаривание природных богатств, уничтожение лучших традиций, растление душ, о которых с болью говорил поэт, повлекли ряд «организованных» «отзывов», как, например, злопыхательская рецензия Н.Каткова (В мире книг. 1970. №6). Вскоре после выхода в свет сборника «Иваны России» (1973) специальным Постановлением Комитета по делам печати РСФСР книга была изъята из продажи как «вредная», а стихи Малякова не принимали к изданию 8 лет. В эти годы Маляков обратился к прозе: в 1978 появился роман «Доверие» — о жизни деревни послевоенного времени, в 1983 — роман «Люди добрые» — о хрущевских реформах на селе и их последствиях, в 1990 — роман-дилогия «Россияне» и «Затяжная весна» — о горбачевской «перестройке». В 1980 после длительного перерыва вновь был опубликован поэтический сборник Маляков «Милосердие весны», а в 1986 — «Сберегите цветы полевые», в который вошли лучшие стихи, написанные в разные годы, а также поэма «Заколдованное счастье» (1966). Юбилей Пскова был отмечен сб. «Псковская вольница. Стихотворения и поэмы» (Псков, 2001). Поэт вновь порадовал своих читателей тематическим, жанровым, стилевым разнообразием своих стихотворений, их задушевностью, добрым юмором. Своей главной книгой Маляков считал роман о войне «Страдальцы» (1977). Автор развертывает широкую картину исторических событий и человеческих судеб, увиденную глазами мальчика-подростка. Роман Малякова близок роману В.Астафьева «Прокляты и убиты» беспредельной болью обнаженно-жесткого реалистического повествования. Последняя работа Малякова — 7 поэм в книге «В последнем круге ада», по его собственным словам, «подводит черту под драматичным для русского человека XX веком»: «О время, время, придержи свой бег, / Я никуда теперь не опоздаю... / Глядит сосна из-под тяжелых век, / Высокой кроной небо подпирая / К ее стволу литому прислонюсь, дышу прохладой, / Свежестью, / Покоем.../ Так нестерпимо ярко светит Русь / Под семицветной чистою дугою!» Этот свет определил все творчество Малякова. К.Ф.Бикбулатова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 515-517. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Проселки ведут на большак: стихи. Псков, 1962; Страда: стихи. Л., 1964; Заколдованное счастье: стихи, поэма. Л., 1966; Свидание: стихи и поэмы. М., 1968; Заряна-печальница: стихи. Л., 1969; Иваны России. М., 1972; Доверие: роман. Л., 1978; Милосердие весны: стихи. Л., 1980; Люди добрые: роман. Л., 1983; Сберегите цветы полевые. Л., 1986; Затяжная весна: роман. М., 1990; Страдальцы: роман. М., 1997; Боль и прошлое и нынешнее // Звучание свирели: Сб. псковских писателей. Псков, 1998. С.144-163; В последнем круге ада: Книга поэм. Псков, 2000; Псковская вольница: Стихотворения и поэма. Псков, 2001. Литература:Григорьев И. Лев Маляков // Октябрь. 1963. №4; Умецкий В. Заглавная тема // Нева. 1965. №9; Григорьев И. [Вступ. статья] // Заколдованное счастье. Л., 1966; Кузнецов В. Настоящие слова // Молодая гвардия. 1967; Гребенщиков А. Доброта земли // Нева. 1968. №1; Саар И. Л.Маляков. Заколдованное счастье // Октябрь. 1968. №2; Катков Н. Понесло невесть куда // В мире книг. 1970. №6; Строков П. Сглаживая противоречия века // Литературная Россия. 1980. 14 марта; Блюмин Г. Леса так скоро не растут // Огонек. 1981. №2; Лихачев Д. О поэзии Льва Малякова [вступ. статья] // Сберегите цветы полевые. Л., 1986.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |