Василий Федорович Малиновский |
|
1765-1814 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Василий Федорович Малиновский
В. Ф. Малиновский. Неизвестный художник. Малиновский Василий Федорович [1765 — 23.3(4.4).1814, Петербург], русский публицист, просветитель. Родился в семье священника. Окончил Московский университет (1781). Был на дипломатической службе. В 1811 году назначен первым директором Царскосельского лицея. Создав в нём атмосферу свободолюбия, содействовал воспитанию прогрессивных писателей и политических деятелей. Из произведений Малиновского наиболее значительное «Рассуждение о мире и войне», написанное в 1790—1798 годы, в котором Малиновский осуждает завоевательную политику, пропагандирует общий и справедливый мир между народами. В ряде работ и издававшемся Малиновским журнале «Осенние вечера» (1803, № 1—8) развивались идеи народоправства, равенства всех людей и народов. Был сторонником промышленного и культурного развития России. Разделял планы государственных преобразований М. М. Сперанского. В записке «О освобождении рабов» (1802, опубликована 1958) разработал один из первых проектов отмены крепостного права. Критиковал официальную православную церковь. Социально-историческая ограниченность Малиновского проявилась в увлечении религиозно-мистическими идеями. Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е . Т. 15. Ломбард – Мезитол. – М., Советская энциклопедия. – 1974.
Русский дипломатМалиновский, Василий Фёдорович (1765-1814) - русский дипломат, учёный. Окончив Московский университет, Малиновский работал в коллегии иностранных дел; состоял при Лондонской миссии в качестве переводчика. Принимал участие в переговорах о заключении Ясского мирного договора 1792 года (...). В 1803 году в Петербурге была издана его работа "Рассуждение о войне и мире", написанная в 1790-1798 годы, но задержанная цензурой. Эта работа, а также статья "Вечный мир" являются одними из самых первых русских сочинений, относящихся к области международного права. Малиновский выступал решительным противником войны и защитником международного мира. Он проводил мысль о необходимости использовать все мирные средства, прежде чем начать войну. "Независимая держава, подобно частному человеку, не имеет права начать ссору без всякого посредничества и суда". Для обеспечения международного мира Малиновский предлагал создать общеевропейский совет, состоящий из представителей союзных народов, задачей которого явилась бы охрана общей безопасности, предупреждение всякого нарушения мира и разрешение международных споров. Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.
Царскосельский лицей Малиновский и ПушкинМалиновский Василий Федорович (1765-1814). В плане автобиографических записок Пушкина под 1811 годом читаем: «Лицей. Открытие. Малиновский... Куницын» — и немного позднее: «Смерть Малиновского — безначалие...». Это о первом директоре Царскосельского лицея В. Ф. Малиновском, возглавлявшем его менее трех лет. Воспитанник Московского университета, он служил в русской миссии в Лондоне и позднее был генеральным консулом в Молдавии. Современники отмечают его широкую образованность и отличное знание европейских и восточных языков. Малиновский придерживался прогрессивных для своего времени взглядов и был убежденным сторонником отмены крепостничества в России. Человек добрый и скромный, он содействовал установлению в Лицее дружественных отношений между наставниками и воспитанниками, и не случайно в семье директора лицеисты любили проводить досуг - в беседах с ним и его близкими. В конце марта 1814 года Малиновский преждевременно скончался, и Пушкин с другими воспитанниками участвовал в его погребении на одном из петербургских кладбищ. По мнению современника, если бы Малиновский довел «первый выпуск до конца, то уровень воспитывавшихся в нем был еще выше и нравственнее...». Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 21.
Социальный мыслитель, теоретик международного праваМалиновский Василий Федорович (1765, Москва – 23 марта (4 апреля) 1814, Петербург) – социальный мыслитель, теоретик международного права. Происходил из семьи священника. После окончания философского факультета Московского университета в 1781 и до 1811 года служил в архиве Коллегии иностранных дел, находился на дипломатической службе в русской миссии в Лондоне. С 1811 года – первый директор Царскосельского лицея. В трактате «Рассуждение о мире и войне» (1790–98. Опубл. в 1803), а также в своем еженедельнике «Осенние вечера» (1803) в рамках теории международного права развивал идеи государственной безопасности, невмешательства, патриотизма. Разрабатывал популярную тогда теорию вечного мира, уделял большое внимание политико-правовым проблемам войны и мира. В борьбе за вечный, всеобщий мир должно участвовать все человечество. Для мировоззрения Малиновского характерна гуманистическая направленность. Сторонник теорий естественного права и общественного договора, но распространенные тогда в России положения социальной философии Просвещения носили у него отвлеченно-утопический характер. Провозглашал свободу и равенство главными ценностями человека. Его концепция недействительности всяких отношений между людьми, не основанных на равенстве и свободе, объективно была направлена против крепостного права. Был убежден в божественном происхождении государственной власти. Провидение в его деистической концепции выступало гарантом соблюдения законности верховной властью, именно поэтому, опасаясь «гнева Божия», обсуждал меры, способные конституционно ограничить абсолютизм в России. Критикуя тиранию и абсолютизм, развивал мысль о необходимости подчинения власти законам, которые в свою очередь должны быть выражением «общей воли». Развивая идеи народоправства, указывал на необходимую зависимость политической формы государства от воли народа. Малиновский – сторонник мирного, реформаторского пути преобразования действительности, осуждал революционные методы и, в частности, Французскую революцию, в то же время подчеркивал необходимость учета ее опыта. Перевел, издал и снабдил рекомендациями для российских законодателей «Отчет генерал-казначея Александра Гамильтона... о пользе мануфактур и отношении оных к торговле и земледелию» (1803–07). Одним из первых выступил с проектом освобождения крестьян (записка «Об освобождении рабов» (1802)). Поддерживал реформационную политику Александра I. И.Ф. Худушина Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 484-485.
ПросветительМалиновский Василий Федорович (1765, Москва - 23.03(4.04).1814, Петербург) - просветитель. Окончил философский ф-т Московского ун-та (1781). Имел большой опыт государственной службы - в архиве Коллегии иностранных дел, в русской миссии в Лондоне, а затем в представительстве России на Ясском конгрессе (1791). Указом Александра I в 1811 году Малиновский был назначен первым директором Царскосельского лицея; стремился воспитать лицеистов в духе свободомыслия, преданности народу и родине. В историю русской мысли вошел как автор трактата «Рассуждения о мире и войне» (Ч. 1-2. 1790-1798, опубл. 1803), проникнутого гуманистическими идеями. В области методологии Малиновский - приверженец философско-антропологической традиции (Гердер, Лессинг, Кант, Шиллер, Джефферсон, Поп, Гельвеций, Радищев и др.). Уподобляя весь человеческий род одному «отдельно взятому человеку», Малиновский рассматривал процессы, происходящие в нем, в духе антропогенеза. В анализе проблемы войны и мира обращают на себя внимание выводы Малиновского о «праведных» и «неправедных» войнах, о необходимости вовлечения в борьбу за «вечный мир» всех людей мира, «всего человечества». Гуманную и свободолюбивую позицию защищал Малиновский и в статьях, опубликованных в еженедельном обозрении «Осенние вечера», журнале «Сын Отечества», в других периодических изданиях. Малиновский принадлежат перевод и издание в 1803-1807 годы «Отчета генерал-казначея Александра Гамильтона, учиненного Американскими Штатами в 1791 году, о пользе мануфактур и отношении оных к торговле и земледелию». Перевод снабжен предисловием Малиновского, в котором сформулированы рекомендации для российских законодателей. В 1802 году им была направлена «Записка об освобождении рабов» на имя графа В. П. Кочубея, возглавлявшего по поручению Александра I «Комиссию о законодательстве». Ряд неопубликованных работ Малиновского (среди них «История России для простых и малых», «Пустынник», отрывки проектов гражданских узаконений и т. п.) хранится в архивных учреждениях Петербурга и Москвы. П. С. Шкуринов, Н. Г. Самсонова Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 360-361. Сочинения: Избр. общественно-политические соч. М., 1958. Литература: Араб-Оглы Э. А. Выдающийся русский просветитель-демократ // Вопросы философии. 1954. № 2; Каменский 3. А. Философские идеи русского просвещения. М., 1971; Достян И. С. Европейская утопия В. Ф. Малиновского // Вопросы истории, 1979. № 6; Шкуринов П. С. Философия России XVIII в, М., 1992. С. 215-220.
Разработал один из первых проектов отмены крепостного праваМалиновский Василий Федорович (1765 - 23.III.1814) - русский публицист, просветитель-демократ. Родился в семье священника. Окончил Московский университет (1781). Был на дипломатической службе. В 1811 году назначен первым директором Царскосельского лицея. Создав в лицее атмосферу свободолюбия, содействовал воспитанию прогрессивных писателей и политических деятелей. Из произведений Малиновского наиболее значительное "Рассуждение о мире и войне", написанное в 1790-1798 годы (ч. 1-2, 1803; последнее изд. в кн. "Трактаты о вечном мире", 1963), в котором Малиновский осуждает завоевательную политику, пропагандирует общий и справедливый мир между народами. В ряде работ и издававшемся Малиновским журнал "Осенние вечера" (1803, No 1-8) развивались идеи патриотизма, народоправства, равенства всех людей и народов. Малиновский доказывал необходимость промышленного и культурного развития России. Разделял планы государственных преобразований М. M. Сперанского. В записке "Об освобождении рабов" (1802, опубл. 1958) разработал один из первых проектов отмены крепостного права. Резко критиковал официальную православную церковь. Социально-историческая ограниченность Малиновского проявилась в увлечении религиозно-мистическими идеями. Личный архив Малиновского хранится в ЦГАЛИ в Москве. E. P. Грекулов. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965. Сочинения: Избр. обществ.-политич. соч., М., 1958. Литература: Семевский В., Размышление В. Ф. Малиновского о преобразовании государственного устройства России, "ГМ", 1915, кн. 10; Мейлах Б., Пушкин и его эпоха, "Звезда", 1949, No 1-3; Араб-Оглы Э. A., Выдающийся рус. просветитель-демократ, "ВФ", 1954, No 2.
Была связующим звеном между просвещением 18 века и декабристамиМалиновский Василий Фёдорович [1765, Москва, — 23.3 (4.4).1814, Петербург], русский дипломат и общественный деятель, просветитель-демократ, предшественник утопического социализма в России. Сын малороссийского священника. После окончания Московского университета (1781) служил в Коллегии иностранных дел, выполнял ряд дипломатических поручений. С 1811 года первый директор Царскосельского лицея. Активно участвовал в просветительской деятельности, начало которой положил Н. И. Новиков, в различных тайных (масонских) обществах. В сочинениях и в издаваемом им журнале «Осенние вечера» (1803) Малиновский выступил с программой антифеодальных реформ, был автором одного из первых проектов ликвидации крепостного права («Записка об освобождении рабов», 1802, опубл. 1958), поборником введения конституционного «республиканского» правления в России. В трактате «Рассуждение о войне и мире» (написаны части 1—2, 1790—98, опубл. 1803) выступил в поддержку освободительной борьбы народов и их права на самоопределение. Малиновский изложил проект установления «вечного мира» в Европе путём создания общеевропейского союза федеративных государств, образованных по национальному признаку и управляемых на основе демократического волеизъявления народов. В неопубликованной 3-й части трактата демократические и республиканские принципы государственного устройства сочетались с утопическими эгалитаристскими идеями отмены частной собственности на землю, наделения ею всех нуждающихся, устранения имущественных контрастов между бедными и богатыми и введения всеобщего образования. Являясь убеждённым сторонником равноправия всех народов, Малиновский положил начало демократическому и освободительному течению в панславистском движении 19 века, а также оказал влияние на общественную мысль России 1-й половины 19 века. Деятельность Малиновского была важным связующим звеном между русским просвещением 18 века и декабристами. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Избр. обществ.-политич. соч., М., 1958; Рассуждение о мире и войне, ч. 3 (рукопись), ЦГАДА, ф. 1261, д. 2825 и АВПР, ф. Канцелярия, д. 7869. Литература: Семевский В. И., Размышления В. Ф. М. о преобразовании гос. устройства России, «Голос минувшего», 1915, кн. 10; Араб-Оглы Э. А., Выдающийся рус. просветитель-демократ, «ВФ», 1954, .№ 2; Достян И. С., «Европ. утопия» В. Ф. М., «ВИ», 1979, № 6 (библ.); М е й л а х Б. С., Пушкин и его эпоха, М., 1958.
Зять о тесте:Василий Федорович Малиновский, получив классическое образование в университете, путешествовал с пользою и с научною целью по Германии, Франции и Англии 46). Он отлично знал новейшие языки европейские и древние, евреев, греков и римлян. Чрезвычайная скромность и глубокая религиозность составляли отличительные черты его характера. В часы досуга от службы в иностранной коллегии перевел он на русский язык прямо с подлинника греческого Новый Завет, а из Ветхого, с еврейского — псалтырь, книгу Бытия, Притчи Соломоновы, Экклезиаст, книгу Иова; многие из его переводов и рукописей хранятся у жены моей 47). В царствование императора Павла был он назначен консулом в Яссы; несколько лет исправлял он эту должность так совестливо, так полезно, что жители Яссы долго хранили память о примерном его бескорыстии. По интригам в столице, по искательству грека был он отозван чрез пять лет, в 1805 году, возвратился в Петербург 48) в иностранную коллегию с небольшим серебряным кубком, с единственным подарком, который он согласился принять от признательных жителей и в день выезда, между тем как консулы возвращались оттуда и вывозили столько денег и шалей турецких, что покупали себе дома и поместья. Он был по службе в близких сношениях с министром Чарторыйским, был членом благотворительного общества, которое с неутомимою деятельностью отыскивало бедных и помогало им. Напечатав замечательную книжку свою «О мире и войне», издав небольшой журнал «Осенние вечера» 49) и быв известен своею чистою любовью к отечеству, обратил он на себя внимание влиятельных лиц, так что император Александр, когда в 1811 году основал рассадник для лучшего воспитания русского юношества, назначил его директором императорского Царскосельского лицея. Товарищ мой И.И. Пущин, воспитанник лицея, в позднейших записках своих, напечатанных в «Атенее», в Москве, в 1858 году 50), описывая день открытия лицея в присутствии императора, выставил директора в крайнем смущении. Малиновский был необыкновенно скромен и проникнут важностью церемонии, в первый раз в жизни говорил с государем и должен был произнести речь, которая десятки раз была переправлена предварительною цензурою: так мудрено ли, что он был смущен? и диво ли, что природа не дала ему голоса лихого батальонного командира пред фронтом? 51) Безмерные и постоянные труды ослабили его зрение, расстроили его здоровье. В 1812 году лишился он домашнего своего счастья, примерной жены своей, а в 1814 году, пробыв слишком два года директором, скончался на месте должности, в такой бедности, что родной брат похоронил его на свои средства. Примечания 46) В 1789—1791 гг. В. Ф. Малиновский состоял переводчиком при русской миссии в Лондоне; в 1791 г. был в Турции. Данных о пребывании его в Германии и во Франции нет. 47) См.: Малиновский В. Ф. Избранные общественно-политические сочинения. М., 1958. 48) В 1801 г. В. Ф. Малиновский был назначен генеральным консулом в Молдавии и Валахии. В Яссах он пробыл около двух лет и в 1802 г. возвратился в Петербург. Грек — это К. К. Родофиникин, управляющий азиатским департаментом Министерства иностранных дел. 49) М[алиновский] В. Рассуждение о мире и войне. Ч. 1 — 2. СПб., 1803. О неопубликованной, третьей части трактата см.: Вопросы истории, 1979, № 6, с. 32 — 46. В 1803 г. В. Ф. Малиновский издавал журнал «Осенние вечера» (вышло 8 номеров). 50) Большая часть названных произведений декабристов была опубликована в изданиях вольной печати. Воспоминания Е. П. Оболенского опубликованы в журнале П. В Долгорукова «Будущность» (Париж, 1861, № 5—11), затем были перепечатаны Н. В. Гербелем в изданном им Полном собрании сочинений К. Ф. Рылеева (Лейпциг, 1861). «Воспоминание о Рылееве» Н. А. Бестужева напечатано в ПЗ на 1861 г. (кн. VI. Лондон, 1861). Отрывки из воспоминаний И. И. Пущина помещены в московском журнале «Атеней» (1859, № 6), полный текст его «Записок»— в ПЗ на 1861 г. (кн. VI. Лондон, 1861). Отрывок из второй части «Записок» И. Д. Якушкина (следствие по делу декабристов и приговор) опубликован в ПЗ на 1862 г. (кн. VII, вып. I. Лондон, 1861). Далее Розен упоминает «Разбор Донесения, представленного российскому императору Тайной комиссией в 1826 году», написанный в начале 1839 г. М, С. Луниным. Примечания к этой работе составил Н. М. Муравьев. Впервые произведение М. С. Лунина было опубликовано в П 3 на 1859 г. (кн. V. Лондон, 1859). В этой же книге напечатана статья М. С. Лунина «Взгляд на тайное общество в России (1816—1826)». Розен познакомился со статьями М. С. Лунина по публикациям в П 3 а 1860 г. (ИР Л И, ф. 606, д. 22, л. 121). В изданных Вольной русской типографией А. И. Герцена и Н. П. Огарева «Записках декабристов» были перепечатаны первая и вторая части «Записок» И. Д. Якушкина (вып. 1. Лондон, 1862) и «Разбор...» М. С. Лунина (вып. 2—3. Лондон, 1863). Отрывок из «Записок» Н. В. Басаргина, посвященный его воспитанию в Училище для колонновожатых, был опубликован в Р А, 1868, № 4—5. 51) Смущение В. Ф. Малиновского объясняется тем, что он вынужден был читать не свою речь, забракованную министром просвещения, а речь, специально для него сочиненную. Розен А.Е. Записки декабриста. Иркутск Восточно-Сибирское книжное издательство 1984. сс. 101-102.
Далее читайте:Розен (Малиновская) Анна Васильевна (1797-1883), дочь В.Ф. Малиновского. Розен Андрей Евгеньевич, барон (1799-1884). Поручик л.-гв. Финляндского полка, зять В.Ф. Малиновского. Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт, выпускник Царскосельского лицея. Сочинения:Избранные общественно-политические сочинения. М., 1958. Литература:Семевский В.И. Размышление В.Ф.Малиновского о преобразовании государственного устройства России. – «Голос минувшего», 1915, № 10; Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971; Достян И.С. Европейская утопия В.Ф.Малиновского. – «Вопросы истории», 1979, № 6. Анненков П.В. А.С. Пушкин в Александровскую эпоху. СПб., 1874. С.31. Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII — начала XIX века. // Из истории русской культуры. М., 1996. Т. 4. Малиновский В.Ф. О войне. // Осенние вечера. 1803. № 3. С. 22. Северный Вестник. 1804. Ч. II. С. 317. В память первого директора Императорского Царскосельского Лицея, В.Ф. Малиновского // Русский инвалид. 1861. № 131. 17 июня. Селезнев И.Я. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского Лицея за первое его десятилетие, с 1811 по 1861 год. Спб., 1861. Селезнев И.Я. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского Лицея за первое его десятилетие, с 1811 по 1861 год. Спб., 1861. С. 157. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1985. Розен Е.А. Неизданная биография В.Д. Вольховского // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. Араб-Оглы Э. А. Выдающийся русский просветитель-демократ // Вопросы философии. 1954. № 2; Достян И. С. Европейская утопия В. Ф. Малиновского // Вопросы истории, 1979. № 6; Шкуринов П. С. Философия России XVIII в, М., 1992. С. 215-220. Архивы:РГАЛИ. ф. 312.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |