Макиавелли Никколо ди Бернардо
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Макиавелли Никколо ди Бернардо

1469-1527

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Никколо Макиавелли

Макиавелли и его трактат «О военном искусстве»

Гибельные последствия для Италии ее раздробленности были столь очевидны, что отдельные общественные и политические деятели уже в XVI веке выступали с требованием объединения страны. Первое место среди них занимает знаменитый политический мыслитель и историк Никколо Макиавелли (1469— 1527 гг.). Он происходил из обедневшей дворянской семьи.

Макиавелли, обладавший большим опытом политического деятеля, видел, что только создание единого централизованного государства сможет предотвратить в дальнейшем междоусобную борьбу городов и положить конец разорению страны вторгшимися в ее пределы войска ми других государств. Одну из основных причин бедствий Италии Макиавелли усматривал в политике пап, которые неизменно обращались, преследуя своекорыстные цели, к враждебным Италии силам. «Вот что держало и держит Италию в состоянии разъединения и слабости»,— заключает он.

Считая наилучшей формой государственного устройства республику, Макиавелли тем не менее постепенно приходит к убеждению, что в данных, столь тяжелых для Италии условиях, единственным средством уничтожения ее раздробленности является установление сильной, неограниченной власти государя. В его распоряжении должна находиться постоянная армия, организованная на основе всеобщей воинской повинности, так как в наемных войсках кондотьеров правитель встречает в военное время гибель вместо помощи, а в мирное время они занимаются грабежами. Только такой государь будет в состоянии, по мнению Макиавелли, привести к повиновению подданных и успешно отразить нападения внешних врагов. Ставя вопрос, какими путями и способами новый правитель сможет упрочить свою власть, Макиавелли описывает в качестве образца для подражания методы современных ему итальянских тиранов— насилие, хитрость, вероломство, клятвопреступление, лицемерие, ложь. Эти средства, по его убеждению, оправданы, если они помогут государю достичь поставленной цели. «Опыт нашего времени показывает,— утверждает Макиавелли,— что великие дела творили как раз государи, которые мало считались с обещаниями, умели хитростью кружить людям головы и в конце концов одолели тех, кто полагался на честность... Государю необходимо обладать духом настолько гибким, чтобы принимать направление, указываемое веяниями и превратностями судьбы, и, как я отметил выше, не уклоняться от пути добра, если это возможно, но уметь вступать и на путь зла, если это необходимо».

Политика, руководствующаяся подобного рода принципами, стала называться впоследствии макиавеллизмом. У самого Макиавелли эта политика, основы которой изложены им с откровенным цинизмом, всегда подчинялась одной цели— объединению Италии. Иного пути к достижению государственного единства в обстановке постоянной вражды между мелкими государствами Италии он не видел. Образцом такого государя ему представлялся сын папы Александра VI— Чезаре Борджа, герцог Романьи, славившийся своими преступлениями.

В период временного восстановления во Флоренции республики Макиавелли был секретарем Совета десяти, ведавшего военными и иностранными делами (с 1498 по 1512 годы), выполнял ряд важных дипломатических поручений в Риме, во Франции, в Германии в период итальянских войн и имел, таким образом, возможность изучать военное дело во всех государствах Западной Европы.

Во Флорентийской республике Макиавелли организовал милицию, доведя численность ее до 20 тысяч человек, из которых 70 процентов было вооружено пиками, 20 процентов — алебардами и 10 процентов — огнестрельным оружием. Воины имели форменную одежду — белый кафтан и разноцветные брюки (одна штанина белая, другая — красная). По праздникам они собирались для обучения «по образцу швейцарцев»: учились владеть оружием, выстраивали каре, маршировали под барабан, делали повороты направо и налево, сохраняя свое место в строю.

В своем трактате «О военном искусстве» Макиавелли указывал те военные средства, при помощи которых, по его мнению, можно было добиться объединения Италии и избавления ее от постоянных нашествий.

Рыцари отжили свой век. Кондотьеры губили страну. Поэтому военный мыслитель решил обратиться к исторической практике, чтобы там отыскать основы создания вооруженной организации, способной обеспечить достижение политических целей. Такой положительной практикой он считал военную организацию древних греков и римлян и стремился приспособить ее к условиям XVI века.

В трактате «О военном искусстве» Макиавелли так же, как и другие представители Ренессанса, опирается на опыт античного мира, в частности, широко использует труд Вегеция. Многие рекомендуемые им положения не отвечали сложившимся условиям и были опровергнуты самой жизнью. Однако трактат Макиавелли «О военном искусстве» представляет значительный интерес; он дает возможность судить о развитии западноевропейской военной теории. Трактат содержит семь разделов; первый из них посвящен устройству армии *.

Примечания

* Макиавелли. О военном искусстве. — М., 1939.

Цитируется по изд.: Все войны мировой истории по Харперской энциклопедии военной истории Р.Э. Дюпюи и Т.Н. Дюпюи. Книга третья. 1500-1750 г. СПб, 2004, с. 118-119.


Вернуться на главную страницу Макиавелли

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС