Маевский Владислав Альбинович |
|
1893-1975 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Маевский Владислав АльбиновичМаевский Владислав Альбинович [1893, Кременчуг — 16.1.1975, Розлин, Пенсильвания, США] — прозаик, публицист, поэт. Родился в состоятельной дворянской семье в г.Кременчуг. Там же среди щедрой украинской природы провел детские и ранние юношеские годы. В 17 лет, преисполненный, по собственным словам, «отваги и самоуверенности», хотел поступить в Михайловское артиллерийское училище, но по пути в Петербург раздумал и вернулся домой, не выдержав разлуки с «прекрасной усадебной жизнью». Решил посвятить себя литературе, но сперва побывал добровольцем на Балканской войне. Первая его книга «Путевые наброски» (СПб., 1913) посвящена впечатлениям от поездок в Турцию, Сербию, Черногорию и Далмацию. Уже в ней Маевский заявил о себе как о поборнике славянского единства и объединяющей его основы — православия. С началом Первой мировой войны Маевский разрабатывает патриотическую тематику. В 1914 издал в Москве сборник статей «Великая Россия и героическая Сербия», пронизанный призывом защищать общеславянские ценности. Тогда же добровольцем отправился на фронт — служил в лейб-гвардии Саперном полку, показывая пример доблести и находчивости. Получил звание штабс-капитана. Революция застала Маевского в боевых частях. В рядах Добровольческой армии Маевский оказался на Юге России. В 1919 командовал взводом Гвардейского конно-подрывного полуэскадрона, состоявшего в основном из юнкеров, позже служил в Отдельной гвардейской инженерной роте. О боевых походах Маевский впоследствии рассказал в книге «Повстанцы Украины: 1918-1919 гг.» (Белград, 1938). Добровольцам приходилось сражаться и с красными, и с отрядами Махно, Петлюры, Коцуры. Полк Маевский удерживал Фундуклеевку, брал Чигирин и Кременчуг, дрался под Киевом и Нежином. Записи в фронтовых условиях, сделанные им наспех, но весьма красочно, содержат описания боевых действий, участником которых был сам автор (см.: «Наброски с фронта». Киев, 1918). Исполненные героики боевые будни добровольцев представлены Маевский в его книге «Гвардейские саперы» (Новый Сад, 1938). Батальные сцены описаны здесь живо, убедительно, в традициях отечественной классики. Истории лейб-гвардии Саперного батальона, созданного под покровительством императора Николая Павловича, Маевский посвятил отдельную книгу «В сиянии славы» (Новый Сад, 1941). Написанная прежде всего с познавательной целью, она предназначалась русскому юношеству. Вместе с остатками Белой гвардии Маевский отплыл из Одессы 25 янв. 1920. Скитался в Константинополе, голодал и бедствовал. Предательство союзников России — англичан и французов, беженские неурядицы тяжело переживались писателем-бойцом. Облегчение настало лишь в православной Сербии, где образовалась русская диаспора и царил дух дружбы и сочувствия со стороны коренного населения. Маевский работал библиотекарем в Патриаршей библиотеке, поступил на богословский факультет Белградского университета. Параллельно овладевал гражданскими специальностями — инженерной и юридической. Превосходное владение сербским языком, знание Маевским новейшей истории привлекло к нему внимание Сербского патриарха Варнавы (воспитанника Петербургской Духовной академии). С апр. 1930 Маевский стал его личным секретарем. 2 года спустя он издал обширный труд «Сербский патриарх Варнава и его время» (Новый Сад, 1932), где, в частности, писал: «Святейший Варнава возвысил свой авторитетный голос о России и русском народе, русской эмиграции вовсе не случайно...» (С.263). В книге много места отведено духовной жизни Петербурга начала XX в., характеристикам известных иерархов, «салону церковного духа» графини С.С.Игнатьевой, который посещал будущий патриарх. Книга написана с большой теплотою и отличным знанием внутрицерковной ситуации. Не лишен интереса и двухтомник «Народный патриарх» (Сремские Карловцы, 1936). Сербская тема занимает в творчестве Маевского устойчивое и видное место. В США в 1958 Маевский издал новую книгу о сербском подвижнике: «Патриарх Варнава и конкордатская борьба», в ней раскрывались причины заговора против Варнавы Сербского. Маевский — автор капитального труда «Русские в Югославии: Взаимоотношения России и Сербии» (Т.I. Нью-Йорк, 1960; Т.II. Нью-Йорк, 1966). Труд, написанный Маевским-историком, свободным от пристрастий и партийного эгоизма, до сих пор представляет интерес для тех, кто занимается историей взаимоотношений и культурных связей этих славянских стран. Будучи личным секретарем Сербского патриарха, Маевский часто посещал православные святыни в Югославии и за ее пределами. Трижды побывал на Афоне. Свои впечатления от встреч с афонитами на Святой Горе Маевский с замечательной художественной силой отобразил в книгах «Иверская Богоматерь» (Белград, 1932), «Святая гора» (Сремские Карловцы, 1936: на сербском яз.), «Неугасимый светильник» (1940) и особенно в художественных произведениях: «Афонские рассказы» (1950), «Афон и его судьба» (1969). В двух последних книгах Маевский проявил себя как даровитый прозаик, в совершенстве владеющий изящным стилем. Его проза исполнена тонких переживаний, она динамична, насыщена мудростью и лиризмом. В ней угадывается талант крупного художника. Таких книг об Афоне еще не было, они снискали читательскую любовь. К циклу художественных книг об Афоне примыкает и такое паломническое произведение Маевского, как «Лавра Хелендар» (Новый Сад, 1941). Как поэт Маевский заявил о себе сборником стихотворений «Искры», изданным 10 годами раньше в том же Новом Саду (1931). Стихи его негромки, основные темы — героизм, родина, любовь. Кроме афонского цикла наиболее совершенная проза Маевский представлена в его книге «По тропинкам прошлого» (Буэнос-Айрес, 1957). В 20 отдельных рассказах автор ярко и образно поведал о своей молодости, горечи расставаний и о щемящих воспоминаниях, которые не покидают его в беженских странствиях: «В наше печальное время особенно отрадно вспомнить утро нашей жизни, когда она еще не была искривлена, свежи были чувства, просты отношения между людьми. Отрадно взглянуть на тень чарующей молодости» (С.5). Разлука с усадебной жизнью настала в катастрофическом 1917: «Имя нашей жестокой разлучницы — русская революция, черным призраком прошедшая по необъятным просторам российских земель и превратившая всех обитателей их в опавшие осенние листья, закружившиеся в вихре фантастической жизни» (С.29). Обращаясь к читателю, Маевский продолжает: «Вы все помните то поистине счастливое время, когда русскому человеку так легко жилось на прекрасной родине нашей», говорит и о своей личной судьбе: «Свет Божий узрел я на благословенной Украине, где детство и молодость мои протекли в полном благополучии» (С.31). Маевский вспоминает о своих встречах в Москве во время Первой мировой войны с киноактрисой Верой Васильевной Холодной, названной им «артистическим самородком». Позже, уже в революцию, Маевский виделся с нею на Юге России, последний раз — в Одессе, за 2 недели до ее внезапной кончины. Во время Второй мировой войны Маевский был заключен в немецкий концлагерь, после освобождения попал в Швейцарию, где возобновилась его дружба с И.С.Шмелевым, начавшаяся в революционные лихолетье в Крыму. В конце 1940-х Маевский переехал в США, преподавал в Свято-Тихоновской семинарии в г.Саут Канаан (Пенсильвания). Блестящие дарования писателя-мемуариста в полной мере проявились в воспоминаниях Маевского о Шмелеве (сб. «Памяти И.С.Шмелева». Мюнхен, 1956. С.40-50). Литературный портрет писателя исполнен в теплом колорите. О том, как создавалась Шмелевым эпопея «Пути небесные», рассказала в том же сборнике жена Маевского, Елена Петровна Охотина-Маевская. Маевский является автором книг, посвященных известным историческим деятелям: «Революционер-монархист: Памяти Льва Тихомирова» (Новый Сад, 1934) и «Трагедия богоискательства Льва Толстого» (Буэнос-Айрес, 1952). Он много писал также на социально-политические темы: книга «Христианство и социализм» (Буэнос-Айрес, 1959), статьи, рассыпанные в зарубежной периодике. Во всех своих работах Маевский проявил себя как прямой и честный писатель, страдающий за судьбу своего Отечества. Книги Маевского ждут переиздания в самой России, где его имя становится все более известным и привлекательным. А.Н.Стрижев Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 494-496. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Путевые наброски. СПб., 1913; Великая Россия и героическая Сербия. М., 1914; Повстанцы Украины: 1918-1919 гг. Белград, 1938; Наброски с фронта. Киев, 1918; Искра: [стихи]. Новый Сад, 1931; Сербский патриарх Варнава и его время. Новый Сад, 1932; Иверская Богоматерь. Белград, 1932; Святая гора. Сремские Карловцы, 1936; Гвардейские саперы. Новый Сад, 1938; Неугасимый светильник: в 2 т. Шанхай, 1940; В сиянии славы. Новый Сад, 1941; Лавра Хелендар. Новый Сад, 1941; Афонские рассказы. Париж, 1950; Репринт: Коломна, 1993; По тропинкам прошлого. Буэнос-Айрес, 1957; Афон и его судьба. Мадрид, 1969. Литература:И.М. По тропинкам прошлого: Вл.Маевский // Возрождение. Париж. 1958. №79; [Семёнов-Тянь-Шанский И.Д.] Борец за благо России // Возрождение. 1961. №135; [Станкевич Н.В.] Вл.Маевский: На грани двух эпох // Возрождение. 1964. №156; С.С. Вл.Маевский. Дореволюционная Россия и СССР // Возрождение. 1965. №166; Новое русское слово. Нью-Йорк. 1976. 14 янв.; Незабытые могилы. М., 2004. Т.4. С.292.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |