Джеймс Мэдисон
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Джеймс Мэдисон

1751-1836

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Джеймс Мэдисон

Медисон Джеймс (Madison) (1751-1836), президент США в 1809 - 1817 годах. Участник Войны за независимость в Сев. Америке 1775 - 1783. Один из авторов проекта конституции США 1787. В 1801-09 государственный секретарь.

+ + +

Медисон (Madison), Джеймс (16.III.1751 - 28.VI.1836) - государственный деятель США. По своему происхождению принадлежал к плантаторской аристократии штата Виргиния. Принимал участие в войне за независимость 1775-1783 годов, в 1776 году - делегат конвента, утвердившего новую конституцию Виргинии, в 1780-1783 годы - член 2-го Континентального конгресса. Был автором проекта, положенного в основу американской конституции 1787 года. Выступил в печати с серией статей "Федералист" в защиту новой конституции, за расширение власти центр, правительства. Начав свою деятельность сторонником федералистов, Медисон примкнул затем к республиканцам и возглавил в конгрессе их правое крыло. В 1789-1797 годы - член палаты представителей конгресса. В 1801-1809 годы - государственный секретарь в правительстве Т. Джефферсона. В 1809-1817 годы - президент США. В первый период деятельности на этом посту Медисон занимался главным образом внешнеполитическими проблемами (в 1812-1814 годы происходила война с Англией (см. Англо-американская война 1812-1814 годов)). В последние годы президентства Медисон выступает ревностным сторонником поощрения развития промышленности США.

Л. М. Струпова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.


Отец конституции как партийный политик, член парламента, глава правительства и главнокомандующий

Когда президент Джеймс Мэдисон обосновывал 1 июня 1812 года перед Конгрессом свое предложение объявить войну Англии, то все перечисленные нарушения американских интересов в целом расценил как неуважение суверенитета Соединенных Штатов как независимой нации. Обращаясь к прошлому, он объяснял в 1827 году решение объявить войну в 1812 году как выбор между «войной и унижением» (письмо Генри Уитону от 26.2.1827). Его современники знали, что это означает: он видел, что дело его жизни находится в опасности. Мэдисон с полным правом идентифицировал свой жизненный путь с 1774 года с созданием американского национального государства. Немногие так активно и на таких ответственных постах, как он, содействовали сплочению тринадцати готовых к сопротивлению и своенравных колоний в федеративное государство нового типа. Никто не может с таким же основанием претендовать на звание «отца конституции». Сплочение рвущихся в 1787 году в разные стороны отдельных штатов и регионов в составе союза, созданного с большими трудностями, осталось сильнейшим мотивом политической жизни Мэдисона на всю его жизнь. Нерешенный исход войны против Великобритании означал для него окончательное подтверждение независимости.

Общественный фон и социоэкономические основы Мэдисона были такими же, как и у его предшественника Джефферсона. Его родители происходили из семей крупных землевладельцев, давно живущих в Виргинии. Как состоятельные пионеры, они поселились в западных предгорьях Голубых гор, где плодородная земля прекрасно подходила для возделывания табака с помощью нескольких десятков рабов. Здесь родился Джеймс в 1751 году как старший среди своих одиннадцати братьев и сестер. Имея право на наследование плантации, которую обрабатывали его отец и младший брат, потребовал лишь содержания, так как государственные должности приносили ему больше расходов, чем доходов, пока он как президент не стал, наконец, зарабатывать 25 000 долларов в год. Неразделенная семейная плантация Мэдисона Монпелье была к 1800 году самой большой в округе и насчитывала около 10 000 акров и более 100 рабов. В связи с упадком табаководства в этом регионе Мэдисон, как и Джефферсон, не мог выплатить долги, отягощавшие плантацию, и освободить своих рабов.

После нескольких лет частных уроков на плантации родителей и пяти лет в интернате он в возрасте 18 лет отправился в 1769 году на север в колледж Нью-Джерси, сегодняшний Принстон, президент которого уделял большое внимание ознакомлению с идеями шотландского Просвещения. После четырех успешных лет в 1773 году, год «Бостонского чаепития», возвратился в родительский дом без ясных представлений о своей будущей профессии и в стиле сельского дворянина занялся раз-личными исследованиями. В отличие от многих коллег у него не было адвокатского образования, возможно, потому что его современники часто говорили о слабости конституции.

На свою первую государственную должность он был выбран в возрасте 23 лет, когда в 1774 году округ Ориндж учредил нелегальный комитет для координации сопротивления против ужесточающегося колониального господства Великобритании. В июне 1776 года Мэдисон представлял свой округ в революционном Конгрессе, который ввел в силу эпохальную декларацию основных прав и первую республиканскую конституцию Виргинии, еще до того, как Континентальный конгресс провозгласил независимость. В предвыборной борьбе за место в новой палате депутатов Виргинии в 1777 году Мэдисон проиграл, якобы потому, что отказался выставить традиционную бочку водки гражданам, не побоявшимся трудностей пути к избирательному участку. Вместо этого законодательные органы выбрали его на два года в совет губернатора Виргинии (1777 — 1779) и потом послали до 1783 года, а позже еще раз в 1786 — 88 гг. в Конгресс конфедераций. Мэдисон безуспешно предлагал Конгрессу создать источник доходов, независимый от добровольных платежей отдельных штатов. Разочарованный медлительностью и некомпетентностью Конгресса конфедераций перед лицом настоятельных потребностей войны и ее финансирования, он в 1783 году вернулся в Виргинию.

Избиратели его округа вновь послали его в 1783 — 86 гг. в палату депутатов Виргинии, где в 1786 году, несмотря на ожесточенное сопротивление представителей популистских настроений, он добился закона о свободе религии и отделении церкви от государства, что являлось основой американского Просвещения.

Как делегат Виргинии на торговой конференции в Аннаполисе в 1786 году Мэдисон вместе с другими сторонниками реформы конституции содействовал созыву конституционного конвента в Филадельфии и был направлен туда как делегат Виргинии. В неопубликованном манускрипте «Пороки политической системы Соединенных Штатов» Мэдисон анализировал в 1787 году, еще до созыва конвента, причины несостоятельности Статей конфедераций и одновременно указывал на шансы, предоставляемые принципом представительства государству с большой территорией и различными по интересам группировками — представление, возможно, сформированное чтением Дэвида Юма.

Спокойный, настойчивый и целеустремленный Мэдисон добился в Филадельфии доверия многих делегатов и смог сыграть роль посредника между региональными и конституционно-политическими позициями в пользу нового, более сильного федерального правительства. Так как палата депутатов Виргинии вновь командировала его в Конгресс конфедераций, то в 1787 — 88 гг. он был в Нью-Йорке и смог помогать ньюйоркцу Александеру Гамильтону и Джону Джею в сенсационной серии, состоящей из 85 газетных статей, агитировать за ратификацию конституции в государстве, где до этого доминировали критики более сильного централизованного правительства. Собрание этих подписанных псевдонимом «Публиус» эссе появилось в виде книги под названием «Федералист» своевременно перед выборами в Нью-Йоркский конвент по ратификации. 10-я статья «Федералиста», написанная Мэдисоном, и сегодня еще оценивается как одна из первых концепций современного плюрализма группировок. Мэдисон называл принцип представительства жизненным нервом республиканской формы правления и утверждал, что применение федеративного принципа позволит создать обширную, простирающуюся далеко на запад республиканскую государственность. Серия статей в целом считается подлинным комментарием к конституции поколения основателей.

Летом 1788 года Мэдисон был выбран округом Ориндж в ратификационный конвент Виргинии, где срочно требовались его настойчивость и убежденность, которые способствовали успеху сторонников конституции. В первой палате представителей Соединенных Штатов он выполнял обещание, данное противникам конституции, и готовил первые десять изменений к конституции, которые в 1791 году вступили в силу как Билль о правах. Мэдисон принадлежал к палате представителей до 1797 года и как выразитель мнения критиков политико-экономической программы Гамильтона основал вместе с Джефферсоном оппозиционную партию республиканцев. Президент Джефферсон назначил близкого политического соратника с 1801 по 1809 год министром иностранных дел в своем кабинете и тесно сотрудничал с ним. С тех пор больше не было такого гармоничного отношения между президентом и министром иностранных дел.

Избранию Джеймса Мэдисона президентом в 1808 году предшествовало первое в истории президентства открыто оспариваемое внутри партии выдвижение кандидата. Хотя Мэдисон ни разу не выступил публично с предвыборной речью в более позднем смысле этого слова, но его политические друзья, прежде всего Джефферсон, в результате длительнейших уговоров добились голосования электоратов. Одно из внутрипартийных соглашений касалось уступки нью-йоркским друзьям по партии должности вице-президента для уже неспособного к исполнению обязанностей 60-летнего Джорджа Клинтона, которого в 1812 году сменил более компетентный Элбридж Герри из Массачусетса. Самой важной темой в обсуждениях были проявившаяся в 1808 году внешнеполитическая неэффективность и экономический ущерб бойкота торговли 1807 года, а также заменяющие их мероприятия. Многие американцы страдали от падения цен на не экспортируемые больше легально продукты сельского хозяйства, особенно на пшеницу, кукурузу, хлопок, шерсть и рыбу. Судовладельцы Нью-Йорка и Новой Англии требовали срочного возобновления торгового судоходства. Однако в своей речи при вступлении в должность 4 марта 1809 года Мэдисон остановился на испытанных пунктах республиканской программы, включая экономное правление и, в случаях конфликта, строгую интерпретацию конституции в пользу полномочий отдельных штатов (пока они не угрожают федеративному государству). Новым было предложение Мэдисона предоставить индейским племенам большую помощь и подготовить их к жизни «в цивилизации». Однако эту мысль он не разработал в детализированную программу интеграции индейцев. Мэдисон разделял убеждение Джефферсона в высокой ценности сельского хозяйства как формы жизни и производства, однако в ходе своего президентства признал, что сосуществование различных группировок, также заинтересованных в торговле и мануфактурах, составляет стабильность Соединенных Штатов, которые, по всей видимости, будут еще расширяться. Не будучи приверженцем романтизированного республиканизма независимых от импорта мелких крестьян, он хотел держать открытым мировой рынок для американских продуктов или открыть его.

В доме президента начались новые, оживленные приемы гостей, которые его статная, веселая жена Долли Пейн, вдовствующая Тодд, любила организовывать. Она занималась завершением и отделкой президентского дома и разбивкой сада, устраивала званые вечера по средам, заказывала свои аксессуары в Париже и настояла на четверке лошадей для поездок в гости в своей новой роли. Она умела соединять европейский вкус с республиканской уверенностью в себе. Долли Мэдисон считалась первой First Lady в истории американского президентства, хотя понятие стало обычным гораздо позже.

Несмотря на то, что брак был бездетным, в доме президента редко жили менее двадцати родственников, среди них и дети от первого брака со своими семьями, и друзей. После смерти мужа она в 1840 году позаботилась об опубликовании его исторически невосполнимых записей дебатов конституционного конвента 1787 года.

Многочисленные посетители описывали 58-летнего президента маленьким и слабым, с залысинами на лбу и голосом, совершенно не подходившим для публичных речей. Дипломаты после бесед с ним отмечали недостаток шарма, но и необычайную интеллектуальную остроту. Его личность заставила уже современников поверить в то, что он стремился на должность президента не из жажды власти, а из чувства долга, в связи с тем, что как ведущий член палаты представителей понял в борьбе против министра финансов Гамильтона, насколько сильны могут быть исходящие от президента импульсы, даже и для законодательства.

При формировании кабинета Мэдисон слишком принял в расчет внутрипартийных критиков в сенате и региональную пропорцию, так что приобрел только посредственных членов кабинета, за исключением оставшегося в министерстве финансов Галлатина. В министерстве иностранных дел несостоятельным оказался Роберт Смит из Мериленда, занимающийся навязанной ему, нелояльной и самовольной дипломатией в пользу Англии, так что президент стал еще и министром иностранных дел, пока, наконец, в 1811 году не привлек к должности Джеймса Монро, губернатора Виргинии.

Мэдисон показал себя как президента, готового к экспансии, когда в октябре 1810 года объявил об аннексии принадлежавшей до этого Испании западной Флориды, после того как американские повстанцы захватили испанский форт Батон Руж и без лишних церемоний провозгласили республику Западная Флорида. В январе 1811 года он также односторонне осуществил американское притязание на восточную Флориду.

Великобритания, напротив, оказалась противником, раздражающим и трудно поддающимся влиянию, гак что в конце концов в октябре 1811 года Мэдисон решился на войну как на последнее средство политики. Закон несношения от 1807 года, задуманный как средство нажима в руках президента против британской и французской блокады судоходства, оказался плохим оружием. Министр финансов Галлатин советовал начать подготовку к войне. Конгресс был расколот. Мэдисон отказался от активного формирования мнения в законодательных органах и от активной программы вооружения.

23 мая 1812 года Мэдисон получил сообщение британского министра иностранных дел Кестльриот 10 апреля, что британское правительство не будет односторонне отменять блокаду европейских портов. Так как Наполеон также продолжал блокаду британских портов, то Соединенные Штаты могли бы только теоретически объявить войну обеим европейским державам. От морской державы Англии исходила, однако, более обширная угроза. 1 июня Мэдисон предъявил Конгрессу обоснование объявления войны: Великобритания ведет себя враждебно по отношению к США как к «независимой и нейтральной нации». Конфискация торговых судов, похищение «тысяч» американских матросов и подстрекательство индейских племен является преступлением. Голосование, проходившее с однозначным большинством в пользу объявления войны в палате представителей (79:49) и в сенате (19:13), не обошлось без ожесточенных дебатов. На выборы Конгресса 1811 года с Юга и Запада в Вашингтон был направлен ряд настроенных на войну депутатов  - «война соколов». Комиссия по иностранным делам сената обосновала свое одобрение пленуму патриотическим призывом, гласившим, что американцы должны теперь вновь защищать унаследованную свободу от Англии. Конгресс заседал за закрытыми дверьми, без посетителей, без прессы. Противники объявления войны,  Джон Рэндольф из Виргинии, предостерегали от плохо подготовленного хода вооружения «без денег, без солдат, без военно-морского флота... и без мужества поднять военные налоги». 19 июня Мэдисон объявил состояние войны с Великобританией.

Когда вскоре неожиданно поступило известие о решении британского правительства отменить блокаду, Мэдисон предложил начать переговоры о перемирии. Он потребовал прекратить принуждение матросов, освободить похищенных американцев, возместить ущерб за захваченные американские суда и отменить блокаду европейских портов для нейтральных торговых судов. 29 августа 1812 года британское правительство отклонило эти условия, и война пошла своим чередом.

Роспуск банка Соединенных Штатов оказался невыгодным. Очередное в 1811 году продление законной основы банка было отклонено Конгрессом вопреки предложению министра финансов Галлатина и несколько ненастойчиво выраженному желанию президента. Только опыт войны побудил Мэдисона добиться в 1816 году возобновления банковской концессии. Военный министр и министр иностранных дел оказались некомпетентными. Военному министру Джону Армстронгу Мэдисон дал распоряжение после ряда его самовольных действий получать согласие президента для «общих приказов» в армии и обсуждать с губернаторами применение милиции, процессы военного трибунала, назначение и увольнение офицеров, создание военных округов и договоры с индейскими племенами. Таким образом, он был первым президентом, который вел объявленную войну и определил значительную часть компетенций главнокомандующего, выходящих за рамки стратегических решений. Но в силу характера даже это его не удовлетворяло.

Широким фронтом шел отказ от войны в Новой Англии и центральных штатах. Это проявилось в голосовании выборной коллегии 2 декабря 1812 года по переизбранию Мэдисона. Он, правда, получил 128 голосов против 89, отданных кандидату от федералистов, но ни одного голоса из Новой Англии и средних штатов севернее Потомака (за исключением Вермонта и Пенсильвании).

Военные конфликты шли на трех фронтах: на северной границе с Канадой, на побережье Атлантического океана и в Мексиканском заливе, особенно в устье Миссисипи. Захват Квебека и Онтарио летом 1812 года должен был связать британские войска и принести вещественный залог для переговоров, не присоединяя Канаду к США. «Мэдисон не хотел британской территории, — обобщил историк Роберт Рутленд военные цели Мэдисона, — никаких репатриаций, никакой капитуляции Англии... Он хотел от британского руководства признания, что Соединенные Штаты не зависимый дальний родственник, а суверенная держава».

В апреле 1814 года Наполеон отрекся от престола. Мэдисон, не без основания, опасался перевода освободившихся британских частей в Северную Америку. 6 июня 1814 года Галлатин, бывший тогда парламентером, сообщил ему из Гента о своем впечатлении, что британское правительство хочет наказать американцев за нападение на Англию и, возможно, потребует вернуть Луизиану Испании. Обеспокоенный Мэдисон и его кабинет решили 27 июня 1814 года отказаться от явного осуждения принуждения матросов в мирном договоре и принять состояние до войны за основу для переговоров. Но военные действия продолжались на всех фронтах и в августе 1814 года британские войска напали на столицу Вашингтон, не встречая сопротивления, и дотла сожгли резиденцию поспешно бежавшего президента, Капитолий и все министерства.

Лучше защищались портовые города Балтимор и Новый Орлеан. Под Новым Орлеаном генерал Эндрю Джексон, приобретший опыт в войнах с индейцами, нанес 8 января 1815 года сокрушительное поражение более чем 5 000 британских нападающих. Это была крупнейшая победа американцев на суше. Взрыв национального восторга явился незначительным для окончания войны, так как парламентеры уже 24 декабря 1814 года подписали во фламандском городе Генте мирный договор. Президент прибыл в Вашингтон 14 февраля 1815 года, спустя целую неделю после сообщения об успехе в Новом Орлеане. Он был доволен подтверждением статус-кво, потому что добился хотя бы одной скрытой цели войны: нерешенный ход войны с величайшей морской державой утверждал Соединенные Штаты, по крайней мере, как дееспособную нацию и серьезно воспринимаемый общественный строй на американском континенте.

В течение последних двух лет пребывания Мэдисона в должности сотрудничество между президентом и Конгрессом протекало без проблем. Мэдисон выступил за покровительственные пошлины в пользу отечественных мануфактур. Но оставался верен строгой интерпретации конституции. В последний день пребывания в должности отклонил еще один проект закона, который предоставлял 1,5 миллиона долларов на строительство дорог и каналов. Джефферсон мог вообще отказаться от применения вето, и политическая теория Мэдисона позволяла ожидать согласия с однозначной волей большинства в палате представителей и в сенате в этом вопросе. Но Мэдисон чувствовал себя обязанным соблюдать предписания конституции в духе деятелей 1787 года. Отец конституции использовал поэтому возможность для последнего наставления. В обосновании вето он писал, что перечисленные в конституции права Конгресса и в определенных ситуациях оправданная оговорка об их расширении не допускают этих федеральных расходов. Так же и ссылка на содействие «всеобщему благу» в преамбуле конституции не подтверждает этих расходов, ею не следует злоупотреблять, чтобы не сделать всемогущими законодателей федерации. Но упорядоченному изменению конституции, сказал он между строк, естественно, ничто не может помешать.

Мэдисону удалось еще провести на свою должность желанного преемника Джеймса Монро. Когда он, освобожденный от бремени должности, плыл 6 апреля 1817 года вместе со своей женой и домашним хозяйством на пароходе вниз по Потомаку к месту, где провел свою старость, то был, по словам одного из спутников, «счастлив, как школьник, едущий на каникулы». Но и в отставке он принимал живое участие в конституционных вопросах. Он отклонил компромисс Миссури от 1820 года, потому что (правильно) опасался, что запрет рабовладения севернее нового штата Миссури позволит штатам, свободным от рабства, добиться долгосрочного перевеса в Конгрессе. С другой стороны, он не принял требования Южной Каролины односторонне оценивать конституционность какого-либо федерального закона. Сохранение союза осталось его политической путеводной нитью.

В вопросе, касающемся рабов, у него и в личной жизни не было четкой позиции. Он, однако, согласился, чтобы его выбрали председателем основанного в 1817 году Американского колонизационного общества, которое уже возвращало свободно отпущенных в Африку (к этому были готовы лишь немногие афро-американцы). Мэдисон желал республики, свободной от рабства, но идущие на убыль доходы его в конце концов обанкротившейся плантации табака препятствовали даже в том, чтобы он мог написать в своем завещании больше того, что рабы с его плантаций должны продаваться только с их собственного согласия и согласия его жены Долли.

В своем политическом завещании, кратком «совете моей стране» от 1834 года Мэдисон ограничился высказыванием: «Мой от всего сердца идущий совет и мое глубочайшее убеждение заключается в том, что союз штатов должен содержаться в порядке и сохраняться». С ним умер в 1836 году последний основатель нации.

Вилли Пауль Адаме. Джеймс Мэдисон. 1809-1817. Отец конституции как партийный политик, член парламента, глава правительства и главнокомандующий.

Американские президенты: 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона. Под редакцией Юргена Хайдекинга. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997. с. 108-119.


Далее читайте:

Исторические лица США (биографический справочник).

Президенты США (биографический справочник).

США в XIX веке (хронологическая таблица).

Сочинения:

The papers..., ed. by W. Hutchinson, W. Rachal, v. 1-2, Chi., 1962; The complete Madison, his basic writings, ed. by S. Padover, N. Y., 1953.

Литература:

Brant I., James Madison, v. 1-5, N. Y., 1941-56; Burns E., James Madison, philosopher of the constitution, New Brunswick, 1938.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС