Мадхва |
|
1198–1278 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
МадхваМадхва (1281—1360) — крупный вишнуитский вероучитель и создатель дуалистической Веданты (см. Двайта), основатель одной из четырех традиций бхакти — брахмасампрадаи. Резко враждебен адвайте, противник представления о майе, отстаивал реальность различий между богом и миром, богом и индивидуальным человеческим духом, миром и духом человека, индивидуальными душами между собою. Брахман из страны Карнатака. Главные произведения: комментарии на «Брахма-сутры», «Бхагавадгиту», «Махабхарату». А. Парибок Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 259.
Мадхва (1199—1278), древнеиндийский мыслитель, представитель дуалистической веданты (так называемая двайта-веданта) и вишнуитского теизма. Автор комментариев к «Брахмасутро» (продолженных в трактате «Анувьякхьяна»), к упанишадам, «Бхагаватгите», к ряду гимнов «Ригведы» и др. Остриё учения Мадхвы направлено против монистической линии веданты Шанкары (см. Адвайта-веданта). Различая независимую (сватантра) и зависимую (пара-тантра) реальность, Мадхва считает, что сватантра является брахманом, творцом Вселенной. Душа и мир подчинены брахману и зависят от него, основаны на нём и тем не менее они не могут быть сведены к божественному брахману (т. е. рассматриваться как его эманация) или объясняться как иллюзия, майя. Мадхва настаивает на существовании пяти основных различий: бога и индивидуальной души, бога и материи, души и материи, одной души и другой, разных частей материи. Создатель оригинальной логики. Идеи Мадхвы вызвали сильную реакцию со стороны последователей адвайта-веданты. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Литература: Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 665—77; Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v. 4, Delhi, 1975.
Мадхва (Madhva) (традиционная датировка: 1198–1278; более современная версия: 1238–1317) – основатель религиозно-философской школы двайта-веданта. Родился в Паджакакшетре в Южной Индии. Основные труды: «Анувьякхьяна» (комментарий на «Брахма-сутры»), комментарий на «Бхагавата-пурану», десять небольших трактатов, посвященных проблемам логики и метафизики («Даша-пракарана»), метрический трактат «Махабхарата-татпарья-нирная» («Изложение сущности Махабхараты») и др. Согласно учению Мадхвы, реальны три вида сущностей: высший Брахман, персонифицированный в образе Кришны, индивидуальные души (джива) и неодушевленные предметы (джада), однако лишь Кришна абсолютно самодостаточен, тогда как вся остальная вселенная целиком зависит от Бога. Название системы Мадхвы объясняется вечно сохраняющимся различием (двайта, или двойственность, различение) между всеми этими сущностями. Мир создается в начале очередного вселенского цикла творящей энергией Брахмана; это сила, которая обычно персонифицируется в образе супруги Вишну – Лакшми и обеспечивает развертывание материи – Пракрити, «подобной легкой и редкой ткани». Пракрита выступает непосредственным источником и вместилищем трех гунн: саттвы, раджаса и тамаса, которыми управляют три ипостаси Лакшми (соответственно Шри, Бху и Дурга). Бесчисленные и разнообразные лживы, соединенные с «инструментами» познания, образованными Пракрита, одушевляют атомы материи во вселенной и согласованно управляются Кришной. По словам Мадхвы, подобно тому как радуга – не только отражение, но еще и преломление играющих солнечных лучей, многообразные души по-разному окрашены проникающим в их природу светом Брахмана («Анувьякхьяна», 2.3.50). Хотя Бог трансцендентен миру, он в принципе познаваем, т.к. существует изначальное «сходство», «подобие» (садришья) некоторых атрибутов Кришны и благих свойств мира и душ (там же, 3.2.32–34). По мнению Мадхвы, все души уже изначально предопределены к спасению, гибели или к вечному блужданию в сансаре, однако Бог постоянно вмешивается в происходящее, облегчая избранным путь к освобождению (концепция «парадхина-вишешапти», или «вечного творения»). Хотя задача духовного наставника – вести ученика к непосредственному осознанию (саткаршана) сущности Брахмана, высший духовный подвиг – это бхакти, или непрерывный поток любви (снеха) к Кришне. Когда душа служит Богу т.о., тот дарует ей в награду свою милость (прасада) и спасение. Возрастание бхакти в душе адепта как раз и выступает верным признаком того, что он вошел в число «избранных к спасению», а сам путь к Кришне для него облегчается благодаря заступничеству Божьего сына – Ваю. Подобно тому как в мирской жизни души всегда пребывают в некоторой иерархии, градация сохраняется и после освобождения. С точки зрения Мадхвы, души отнюдь не растворяются в Боге, но занимают приличествующее место в соответствии со своими заслугами. H.В. Исаева Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 473.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Индии (биографический указатель). Всё об Индии и индусах (справочник ХРОНОСа). Литература:Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 665—77; Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v. 4, Delhi, 1975. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983; Sarma В.N. Philosophy of Śrī Madhvācārya. Bombay, 1962; Siauve S. La doctrine de Madhva. Pondicherry, 1968; Он же. Les hierarchies spirituels selon L'Anuvyākhyāna de Madhva. Textes choisis et traduits. Pondicherry, 1971; Pathiadam J. Gott, Welt und Mensch bei Madhva. Münster, 1975.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |