Лютер, Мартин |
|
1483–1546 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Мартин ЛютерМартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего. Лютер (Luther), Мартин (10.XI.1483 - 18.II.1546) - деятель бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Родился в городе Эйслебене (Саксония) в семье бывшего рудокопа, занявшего затем видное место среди владельцев плавилен и меднорудных разработок. В Эрфуртском университете, куда Лютер поступил в 1501 году, он поддерживал близкие связи с гуманистами, но не примкнул к ним: радикальные гуманисты в борьбе с "папистами" добивались решения волновавших немецкое общество проблем путем развития светского образования, Лютер же искал реформы самой теологии, оставаясь на ее почве. В 1505 году Лютер, получив степень магистра свободных искусств, оставил начатое им изучение юриспруденции и поступил в августинский монастырь в Эрфурте, где углубился в изучение средневековой мистики. Начав читать лекции в основанном в Виттенберге университете и получив в 1512 году степень доктора богословия, Лютер стал выступать со своим учением, высказывая смелые для того времени мысли. В обстановке невиданного до того в Германии подъема общественного движения, когда наиболее общими для всех слоев оппозиции стали требования устранения влияния развращенного и испорченного католического духовенства, Лютер прибил (31 октября 1517 года) к дверям виттенбергской церкви свои знаменитые 95 тезисов против индульгенций, содержавшие основные положения его нового религиозного вероучения, развитые им затем в других сочинениях (1519-1520). Выступая против догматов и строя католической церкви, Лютер утверждал, что церковь и духовенство не являются посредниками между человеком и богом, т. к. человек достигает "спасения души" ("оправдания") только при помощи веры, даруемой ему непосредственно богом. Тем самым Лютер отверг претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Объявив веру христианина единственным средством его общения с богом, Лютер настаивал на том, что и мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность "отдаваться вере", - светское государство и его учреждения, - занимают важное место в христианской религии. Вместе с отрицанием посреднической роли церкви в деле религиозного "оправдания" Лютер выдвинул положение о том, что должен быть отвергнут авторитет папских декретов и посланий ("Священное предание") и восстановлен авторитет "Священного писания". Согласно учению Лютер, христианин достигает общения с богом путем полного "смирения" и "сокрушения сердца", осознавая свою полную ничтожность перед спасающей его "милостью божьей". Роль духовенства Лютер видел в том, чтобы наставлять людей в смирении. В религиозных воззрениях Лютера нашли отражение противоречивые настроения и колебания немецкого бюргерства начала 16 века, обусловленные его классовой незрелостью: с одной стороны, Лютер стремится "реабилитировать" деятельность людей в светских делах, показав ее положительное значение в системе христианской религиозности, с другой - повторяет положения католического вероучения о греховной природе людей. Из первых выступлений Лютера оставалось неясным, следует ли из его учения необходимость преобразования также и светского порядка. Лютер не уточнял своих взглядов на вопросы социальных отношений, что придавало его учению весьма широкий характер, т. к., не выходя по существу за рамки бюргерской ереси, оно, по словам Ф. Энгельса, "...не исключало также ни одного более радикального направления..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 365). Тезисы Лютера были восприняты как сигнал к выступлению всех оппозиционных и революционных слоев населения, причем реформационное движение вышло за те границы, которые желал ему поставить Лютер. Сам Лютер нуждался в опоре на широкое общественное движение, отказавшись явиться на церковный суд в Рим, открыто признав на Лейпцигском диспуте 1519 года с католическим теологом И. Экком, что во многом следует учению Я. Гуса. В 1520 году Лютер публично сжег папскую буллу об отлучении его от церкви. В трактате "К христианскому дворянству немецкой нации" ("An den christlichen Adel deutscher Nation", 1520) Лютер проводил мысль о том, что национально-политическая задача немцев - освободиться от папского засилья - решается тем, что дело служения богу рассматривается не как дело одного духовенства, а как функция всей жизни христиан, их мирских учреждений и светской власти ("всеобщее священство"). Но сравнительно радикальный период в деятельности Лютера, когда он стремился сохранить связь с широким общественным движением, продолжался недолго. В обстановке обострившейся в 1520-1521 годов классовой борьбы, когда позиции разных примкнувших к Реформации классов стали определяться и на политическую арену выступил Т. Мюнцер, показавший особое понимание Реформации народными низами, Лютер, уточняя социально-политический смысл своего учения, выдвинул на первый план его консервативные основы, стал отрекаться от народных элементов движения. Уже в трактате "О свободе христианина" ("Tractatus de libertate Christiana", 1520) Лютер разъяснял, что "христианскую свободу" следует понимать только в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследований по Вормскому эдикту 1521 года Лютер стал искать защиты не в народном лагере, а у курфюрста Фридриха Саксонского, укрывшего его в замке Вартбург. С 1522 года Лютер стал открыто резко выступать против революционных действий народных масс и против представителей радикально-бюргерской реформации (в частности, против Карлштадта). В трактате "О светской власти" ("Von weltlicher Obrigkeit", 1523) Лютер в сформулированной им теории "божественного" и "естественного" права изложил свои политические взгляды, указав, что светская власть, опираясь на "естественное право", обязана охранять существующий светский порядок силой меча и что именно этой функцией она создает основу для христианского благочестия, т. е. для божественного порядка. Феодальная власть князей объявлена была Лютером официальной опорой Реформации. Во время Крестьянской войны 1524-1525 годов Лютер на основе этой теории требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния ("Wider die räuberischen und mörderischen Rotten der Bauern", май 1525, и др. соч.). В полемическом трактате против Эразма Роттердамского "О рабской воле" ("De servo arbitrio", 1525) Лютер сформулировал свою теорию "абсолютного предопределения", согласно которой человеческая воля и знание не играют никакой роли. Это шаг назад по сравнению с высказанными им в начале 20-х годов мыслями о том, что "сам бог возвещал откровение своего слова расцветом языков и наук". Это отразило эволюцию консервативного слоя бюргерства, который представлял Лютер. Реабилитация мирской жизни сочеталась в лютеровском вероучении с отрицанием всякого положительного значения воли и разума человека. Он проповедовал не изменение общественных отношений, а лишь освящение их божественным авторитетом - абстрактный радикализм сочетался в лютеровской Реформации с религиозным освящением реакционной действительности. Историческое значение этой Реформации заключалось в том, что она дала толчок мощному подъему общественного движения, в ходе которого на арену выступили разные направления радикальной и народной трактовки реформационных идей, ставших выражением требований социальных и политических преобразований. В историю немецкой общественной мысли Лютер вошел и как деятель культуры, как реформатор образования, языка, музыки и т. д. Правда, сам Лютер подчеркивал свою отчужденность от идей гуманизма и от светской культуры вообще. Однако он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах своей борьбы с "папистами" стремился использовать народную культуру и многое сделал для ее развития. Важнейшим вкладом Лютера в немецкую культуру было утверждение им в немецком переводе Библии (окончен в 1534 года) норм общенемецкого национального языка. Составленный Лютером хорал на основе 46-го псалма сделался, по словам Энгельса, "Марсельезой 16 века". M. M. Смирин. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965. Вернуться на главную страницу Лютера
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |