Лютер, Мартин
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лютер, Мартин

1483–1546

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Мартин Лютер

Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего.

Лютер (Luther) Мартин (10.11.1483, Эйслебен, Саксония,— 18.2.1546, там же), немецкий мыслитель и общественный деятель, глава бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства), один из создателей общенемецкого литературного языка. В 1501—1505 годы учился в Эрфуртском университете, испытал влияние кружка гуманистов и неосхоластического учения Оккама, после окончания курса принял монашеский постриг и вступил в августинский монастырь. На личном опыте Лютер понял недостаточность предписываемого католицизмом пути спасения через «добрые дела» (молитвы, пост, паломничества к святым местам, пожертвования церквям и монастырям и пр.). Выход из глубокого душевного кризиса он нашёл в самостоятельном прочтении Писания. Лютеру были близки идеи немецких мистиков 14 века; их учение о возрождении души, проникающейся божественным началом, о единстве «внутреннего человека» с богом Лютер превратил в учение об «оправдании верой»: вера — единственное условие спасения души; добрые дела — лишь плоды и проявления веры, а не самодостаточный путь к спасению.

К публичной защите своего учения Лютера побудила продажа в Германии папских индульгенций. 31 октября 1517 года он вывесил на дверях замковой церкви в Виттенберге 95 тезисов против торговли индульгенциями и других злоупотреблений католического духовенства. По словам Ф. Энгельса, тезисы Лютера оказали действие, «...подобное удару молнии в бочку пороха» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7, с. 392); они были восприняты как сигнал к выступлению всех оппозиционных сил против римско-католической церкви, за национальную и религиозную независимость Германии. Тезисы, положившие начало Реформации, содержали основы нового понимания христианства, позже развитого Лютером в работах «К христианскому дворянству немецкой нации», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина», «Сермон о добрых делах» и др. Лютер был обвинён в ереси, отказался явиться в Рим на церковный суд и в 1520 году публично сжёг папскую буллу об отлучении его от церкви; выступил на имперском рейхстаге в Вормсе (1521), где публично отстаивал автономию совести.

Учение Лютера выросло из его понимания спасения. Так как человек достигает спасения только посредством веры, которая даруется ему непосредственно богом, то нет принципиальной разницы между мирянами и духовенством. Каждый христианин обладает всей полнотой божественной благодати и через таинство крещения обретает священство, поэтому церковь не является необходимым посредующим звеном между человеком и богом. Каждый сам должен без внеш. предписаний и ограничений свободно упражняться в благочестии. Сан священника даётся по воле общины верующих и ею же может быть отнят; духовная власть ничем не отличается от светской и так же, как она, должна быть подчинена государству.

Лютер отвергал монашество как идеальный образ религиозного служения. Развивая учение о всеобщем священстве, он возвращал мирской жизни и государству их «божественное достоинство», объявлял всю мирскую деятельность человека его священнослужением.

Лютер стремился заменить авторитет церкви авторитетом Библии. Он отвергал исключительное право папы на толкование Священного писания. Всякий христианин в силу своего священства обладает правом самостоятельно толковать Писание и защищать веру. Чтобы гарантировать свободу совести, сделав Библию доступной для каждого, Лютер посвятил 15 лет её переводу на немецкий язык. Оценивая деятельность Лютера, К. Маркс писал: «Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека» (там же, т. 1, с. 422—23). Лютер был противником народного понимания Реформации как борьбы за социальную справедливость и евангельское равенство; социальной опорой Реформации он считал князей. К концу Крестьянской войны 1524—1526 годов, потерпев неудачу в роли посредника между крестьянами и князьями, Лютер стал требовать жестокой расправы над восставшими крестьянами, называя их кровожадными разбойниками, которые, прикрывая свои дела Евангелием, на самом деле выступают в качестве орудия дьявола.

Тезис о внутренней свободе верующего (свободе убеждения) парадоксальным образом сочетается у Лютера с отрицанием свободы воли, что категорически выражено в его основное теологическое произведение «О рабстве воли» (1525). Лютер разрушил церковное единство Западной Европы, но основать новую церковь на провозглашенных им принципах всеобщего священства, свободы совести и церковного самоуправления ему не удалось. Увидев, что отмена традиционных форм церковной регламентации поведения привела к падению уровня религиозного воспитания народа, он до конца жизни мучился сомнениями в правомерности своей реформаторской деятельности, стремился к ограничению свободы в истолковании Библии и восстановлению элементов внеш. культа (что нашло отражение в первых документах протестантской догматики и в составленных самим Лютером катехизисах).

В последние годы жизни Лютер уделял большое внимание идее мирского призвания христианина, нравственно-религиозному возвышению труда. Он готовился к надвигающейся религиозной войне с католиками и вёл борьбу с «ересями» (учениями цвинглианцев, анабаптистов и других протестантских сект, возникших в ходе Реформации).

T. H. Панченко.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Werke. Kritische Gesamtausgabe, Bd 1—60, Weimar, 1883— 1980; в рус. пер.— К христ. дворянству нем. нации об улучшении христианского состояния, Харьков, 1912; Взгляд Л . на светскую власть, в кн.: Источники по истории Реформации, в.1, М., 1906, с. 1—56.

Литература: Denifle H., Luther und Luthertum in der Ersten Entwicklung, Bd 1—2, Mainz, 1904—09; E r i k s o n E., Young man Luther, N. Y., 1958; A l t h a u s P., Die Theologie Martin Luthers, Giitersloh, 1962; D i с k e n s A. G., The German nation and Martin Luther, Glasgow, 1976; B e n z i n g J., Lutherbibliographie, Lfg. 1—2, Baden-Baden, 1965—66.


Вернуться на главную страницу Лютера

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС