Люлька Архип Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Люлька Архип Михайлович

р. 1908

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Портрет А.М. Люльки работы Олега Закоморного.

Люлька Архип Михайлович [р. 10(23).3. 1908, с. Саварка, ныне Богуславского р-на Киевской обл.], советский учёный, конструктор авиационных двигателей, акад. АН СССР (1968), Герой Социалистич. Труда (1957). Чл. КПСС с 1947. После окончания Киевского политехн. ин-та (1931) работал на Харьковском турбогенераторном заводе. В 1933- 1939 преподавал в Харьковском авиац. ин-те и занимался важными проблемами применения газовых турбин в авиац. силовых установках, научно обосновал возможность и пути создания турбореакт. двигателей (ТРД) для скоростных самолётов. В 1936-38 предложил проект первого турбокомпрессорного воздушно-реакт. двигателя. С 1939 работал в Ленинграде в конструкторском бюро при Кировском заводе, где создал конструктивную схему двухконтурпого ТРД, явившуюся прототипом ныне существующих схем. С 1944 возглавлял отдел турбореакт. двигателей в НИИ (Москва), с 1946 ген. конструктор авиац. двигателей. При его непосредств. участии и под его руководством был создан первый отечественный ТРД; позднее Л. сконструировал ряд мощных ТРД. Им разработаны и осуществлены предложения по использованию новых энергетич. веществ. Самолёты, оснащённые двигателями Л., в конце 50-х и в 60-х гг. установили более 20 мировых рекордов. Л. внёс значит, вклад в решение др. науч. проблем, в частности определил границы применимости ТРД по макс, скоростям полёта; обосновал преимущества осевых компрессоров перед центробежными; впервые ввёл понятие коэффициента восстановления давления воздуха во входном устройстве самолётной силовой установки с ТРД; разработал метод расчёта КПД газовой турбины с учётом выходной скорости газов; ввёл понятие полного полётного КПД турбореакт. двигателя; разработал теорию и предложил метод расчёта высотноскоростных характеристик ТРД и др. Многие годы Л. плодотворно работает пред. Комиссии АН СССР по газовым турбинам. Лауреат Гос. премий СССР (1948, 1951). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 5.


Литература:

Пономарев А. Н. Советские авиационные конструкторы. М., 1977.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС