Луначарский Анатолий Васильевич |
|
1875 - 1933 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Анатолий Васильевич Луначарский
Луначарский Анатолий Васильевич (11(23).11.1875, Полтава -26.12.1933, Ментона, Франция) - политический деятель, философ, культуролог. По окончании Киевской гимназии (1895) в течение года изучал философию в Цюрихском университете. С 1896 г. - профессиональный революционер, был членом РСДРП (большевиков); 8 раз сидел в тюрьмах, подвергался ссылкам. В 1917-1929 гг. -нарком просвещения; в 1922-1930 гг. - член ЦИК; в 1933 г. - посол в Испании. Еще в гимназии Луначарский проштудировал 1-й том «Капитала» Маркса, а к концу гимназического курса «пытался создать эмульсию из Спенсера и Маркса». Интерес к эмпириокритицизму побудил его уехать в Цюрих, где он слушал лекции Р. Авенариуса, а также изучал физиологию, психологию, политическую экономию. Большое значение для идейного развития Луначарский имели беседы с Плехановым; несомненное влияние на него оказали труды Чернышевского, Л. Фейербаха и особенно Ф. Ницше. В 1899 г. Луначарский перевел на русский язык 1-й том сочинений Ницше. Влияние Ницше можно заметить в ряде ранних работ Луначарского, в т. ч. в «Основах позитивной эстетики» (1904). Однако Луначарский никогда не был слепым поклонником Ницше. Так, в рецензии на книгу Г. Файгингера «Ницше как философ» (1903) Луначарский, в частности, указывал на несостоятельность «страшно поверхностной у Ницше» критики демократии и социализма. Соглашаясь с социологической теорией Маркса, отстаивая материалистические позиции в онтологическом споре с идеалистами, в гносеологии подобно Богданов), С. Суворову и др. махистам, он пытался соединить материализм с эмпириокритицизмом, полагая, что теория Маха и Авенариуса, которые «уничтожили пропасть между духом и материею», вполне вписывается в философию марксизма. Исследуя методологию эмпириокритицизма. Луначарский приходит к выводу: «Познание есть процесс гармонизации опыта, уяснение его элементов и их отношений» («Этюды», 1922). Примирение двух принципов познания Луначарский осуществляет, опираясь на учение о двух независимых рядах - психическом и физическом: «С точки зрения психической, познание есть организация данности, процесс превращения ее из смутного хаоса в закономерное и роскошное многообразие... С точки зрения физической, познание есть процесс приспособления организма к среде, превращение однообразных и жалких реакций в богатую, бесконечно целесообразную систему борьбы организма не только за существование, но и за господство над стихиями, за счастье наиболее полной жизни». Впоследствии в работе «Формализм и наука об искусстве» (1924) он признал, что теория познания «скептического критицизма» (т. е. эмпириокритицизма) «открывает лазейки» для идеалистического миросозерцания. Полемизируя с В. С. Соловьевым, Розановым, Бердяевым, Луначарский усматривал сущность идеализма в преувеличенном внимании к отвлеченным ценностям, что логически завершается мистицизмом в философии. Много внимания уделял Луначарский проблеме соотношения биологических, социальных и исторических аспектов в человеке и его деятельности. Стремясь объяснить происхождение психологических представлений, нравственных чувств и оценок, Луначарский обратился к биологической психологии Авенариуса. На основе ее и идей Ницше он попытался сформулировать теорию жизнестроения (сборник «Очерки реалистического мировоззрения», 1904). Стремление Луначарского к синтезу материалистической эстетики с биологическими субъективными схемами эмпириокритицизма было проникнуто идеей создания нового, жизнеутверждающего искусства, связанного с революционной борьбой пролетариата за победу «грандиозных, прекрасных и человечных форм жизни». В основу теории жизнестроения был положен принцип «ненасытимости» воли, жажды жизни, ибо «эта вечная жажда есть сущность жизни». Вместе с тем в своих поисках Луначарский стремился реализовать мысль Маркса о том, что человек является одновременно и «субъектом природы», и «субъектом общества», в биосоциальной эволюции человека он отмечал огромную роль физической трудовой деятельности, не отношению к которой мыслительная деятельность является подчиненной. Исходя из э той концепции, он разрабатывал основные принципы обучения и воспитания человека. Свой материализм Луначарский назвал «реалистическим» и одновременно «религиозным»: религия «психологически разрешает контраст между законами жизни и законами природы», В своем двухтомном труде «Религия и социализм» (1908; 1911), анализируя брахманизм, иудаизм, христианство и др. религии в их многочисленных разновидностях, а также религиозные и философские школы древних греков и всю последующую историю философии вплоть до марксизма, Луначарский делит все религии на два типа: метафизические, объявляющие единственным благом сверхчувственный мир, и исторические, призывающие к облагорожению человека и природы и провозглашающие своей целью будущее нации, развитие человеческого вида, пересоздание мира на началах разума. Луначарский считает марксизм «новой, последней, глубоко критической, очистительной и вместе синтетической религиозной системой», находя в ней стремление и к развитию человека, и к совершенствованию общества. Проповедь Фейербахом любви и веры в человека Луначарский довел до обожествления человека будущего, объясняя это тем, что «только человек... со своим чудным мозгом и ловкими руками, может завоевать царство человечности на земле». Свои богостроительные идеи Луначарский назвал символом «беспредельного роста мыслящей и чувствующей жизни» (Бердяев квалифицировал их как «форму воинствующего атеизма»). И «биологизм» Луначарского, и обожествление им человека будущего, по существу, имели своей основой примат общечеловеческого над классовым и индивидуальным. Именно этот критерий в его самой широкой интерпретации как стремление к совершенству человеческого вида является ведущим ориентиром творческой деятельности Луначарского. «...Кто понял смысл существования вида не только головою, но всем существом своим, жизнь того переполнена светом, значительностью, упоением творчества, безмерно выходящего за рамки беглого личного бытия, кто не понял и протестует, того история оставляет в стороне с его бесплодным нытьем» («Самоубийство и философия», 1907). Непрерывно развивающийся человек - это и есть «жизнеспособный, могучий вид», высшее проявление биологической эволюции. Но критерий биологический, по Луначарскому, должен совпадать с критерием социальным, и Луначарский связывает самосознание вида с всесторонним развитием личности и интенсивностью жизни в коллективе. Причем коллектив представляет собой «не конгломерат особей», а многообразное сотрудничество гармонически развитых людей. Идею развития человека Луначарский положил в основание эстетики, которую он трактовал как аксиологическую дисциплину (см. Аксиология), как «науку об оценках» («К вопросу об оценке», 1905). Кроме искусства, в сферу действия эстетических оценок он включил природу, технику, быт, взаимоотношения между людьми, всю область социальных явлений. Сравнивая различные типы оценок, он называет наивысшим эстетический тип, для которого «весь мир прекрасного есть как бы часть его большого «я». Эстетические проблемы Луначарский объединял с этическими, включив их в понятие «эстетическая совесть», согласно которому совершить безнравственный поступок человеку не позволит чувство собственного достоинства и «красота своего внутреннего единства». Оценку всего сущего с точки зрения добра, истины и красоты Луначарский считал основной целью эстетики, поэтому он подчиняет ей этику и теорию познании Истина, по Луначарскому, должна вести общество к идеалу, продиктованному жаждой «полноты жизни и красоты», причем идеал истины неизбежно «совпадает с идеалом справедливости». Таким образом, эстетика становится областью, охватывающей не только эстетические, но и общественные, моральные оценки различных сторон жизни. В своих эстетических исследованиях Луначарский стремился к синтезу психофизиологического и социально-исторического методов анализа, с тем чтобы полнее обосновать единство эстетических критериев. С его точки зрения, «идеалы всеобъемлющего знания, справедливого строя человеческой жизни и торжества красоты слагаются в одном идеале maximum'а жизни». H. M. Северикова Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 349-351. Сочинения: Собр. соч.: В 8 т. М., 1963-1967; От Спинозы до Маркса Очерк по истории философии как миросозерцания. М.. 1925; Об искусстве: В 2 г. М., 1982; Kultur und Kunst im neuen Russland // Die Neue Rundschau. 1926. В. 1 (пер. с нем. Севериковой H. М. Вестник МГУ. 1982 № 1. С. 23-34). Идеализм и материализм. Культура буржуазная, переходная и социалистическая М.; Л., 1924; Этюды М; Пг., 1922; Религия и социализм. Спб., 1911; Неизданные материалы //Литературное наследство. М., 1970. Т. 82; Гегель и современность: Экскурс в прошлое. Сб. статей. М., 2012. Литература: Слово о Луначарском // Луначарский А. В. Мир обновляется. М . 1989; Северикова Н. М. Луначарский о воспитании. М., 1990; Она же. К оценке философского наследия А. В. Луначарского // Вестник МГУ. Серия Философия. 2000. № 2; Она же. Нарком Луначарский: Краткий очерк жизни и деятельности // Философские науки. 2011. № 8; Angres D. Die Bezilehungen Lunatscharskijs zurdeutschen literatur. В., 1976. Вернуться на главную страницу Луначарского
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |