Лёвит Карл |
|
1897-1973 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Карл ЛёвитЛёвит (Löwith) Карл (9 января 1897, Мюнхен – 24 мая 1973, Гейдельберг) – немецкий философ. Добровольцем принимал участие в Первой мировой войне. В 1918 году в Мюнхене начал обучение биологии, впоследствии – философии (у Гайгера, Пфендера, Вебера). В 1919–1922 годах слушал лекции Гуссерля и Хайдеггера, под руководством которого в 1923 году защитил диссертацию о Ницше. В том же году последовал за Хайдеггером в Марбург, где завязалась дружба и знакомство с Гадамером. До 1934 года – приват-доцент. Спасаясь от преследований национал-социалистов, перебирается в Италию, а в 1936–1941 получает профессуру в Японии. В 1930-х гг. исследования Лёвита посвящены историко-философским проблемам (Кьеркегор, Ницше, Буркхард, Гегель). С 1941 года работает в США: до 1949 года – на теологическом факультете Хартфорда (Коннектикут), в 1949–1952 – в Новой школе социальных исследований (New School for Social Research). Опираясь на Буркхарда, занимался исследованием теологических предпосылок философии истории («Смысл истории» – Meaning of History, 1949, нем. вариант, 1953). При содействии Гадамера в 1952 году получил приглашение в Гейдельберг. В работе «Хайдеггер – мыслитель в скудное время» (Martin Heidegger – ein Denker in dürftiger Zeit, 1953) Лёвит продолжил начатую еще в 1930-х полемику со своим учителем. В марксизме, историзме и экзистенциальной философии Лёвит видел пример апорий, в которые попадает философия, следующая традиции исторического мышления, определенной христианской теологией. Антропоцентризм в христианской антропологии, представление о мире, созданном для человека и предоставленном в его распоряжение, открыли путь к профанации природы в естественных науках и технике. Христианское мировоззрение заменило цикличное понимание времени античности, ориентированное на природу, линейным, телеологическим представлением о времени и представлением о необратимости исторического процесса. Такие мыслители, как Ницше, Маркс, Хайдеггер, К. Шмитт, абсолютизировали человеческое существование, видя в нем сферу «подлинного бытия». Современный историзм знаменует собой окончательный разрыв между историей человека и природой. В своих трудах Лёвит посредством деструкции исторического миросозерцания пытается восстановить непосредственность «доисторического» сознания. Как и Беньямин, он руководствуется идеей самоистолкования исторического материала, который необходимо не «интерпретировать», но «заставить говорить» с помощью сравнительного метода. Человеческая культура и моральная деятельность в качестве опоры и масштаба требуют сознания «неизменной и для себя сущей природы». К неизменной природе человека принадлежат, по мнению Лёвита, кроме биологических данностей также язык, культура и бытие с другими людьми. И.А. Михайлов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 380.
Левит (Lowith) Карл (1897-1973) - немецкий философ. Начал академическую деятельность в 1928, выполнив работу на тему «Индивидуум в роли ближнего». В 1934, в связи с приходом к власти национал-социалистов, эмигрирует в Италию, затем в Японию, позднее в Америку. В 1952 возвращается в Германию и продолжает научную и преподавательскую деятельность. Испытал влияние феноменологии позднего Э. Гуссерля, антропологии М. Шелера и экзистенциальной философии (Экзистенциализм). Основными понятиями совр. философии Л. считает «жизнь» и «экзистенцию», открытые и разработанные Ф. Ницше и С. Кьеркегором. Точкой пересечения обоих мыслителей была, по Л., проблема «нигилизма». Постоянный импульс размышлений Л. - переживание физической и метафизической бездомности современного человека внутри мира. Поиски выхода из этой ситуации Л. ведет на путях историзма и философии религии. Христианский Бог, по Л., обнаружил себя не в небесном теле или сакральном животном, а в человечестве и тем самым - в истории. Наша чрезвычайная озабоченность историческим миром как единственной сценой человеческой судьбы есть результат нашей отчужденности от античной космологии, естественной теологии и сверхъестественной теологии христианства. Человек оказался потерянным в универсуме совр. естественной науки. Наш мир - мир «самости» и внутричеловеческих отношений в анонимном массовом обществе. Если в античной и христианской традициях космос или мир трансцендируют в понятие природы, то мир совр. человека - это мир без природы. Мир должен быть понят во всеохватывающем смысле: как небесное тело, земля, пространство и т.п. Человек не может быть помыслен без мира. Мы входим в мир и выходим из мира, не мир принадлежит нам, а мы принадлежим миру. Этот мир не есть только космологическая «идея» (И. Кант), или «чистый» тотальный Горизонт (Э. Гуссерль), или мир-«набросок» (М. Хайдеггер), он есть «самость», Абсолют. Однако человек, будучи природным существом, вовлечен и в исторический процесс. Для 20 в. историзм - настоятельная, универсальная, серьезная проблема. Это обусловлено тем, что в 20 в. технология - и прежде всего военная (ядерное оружие) - радикально изменила человеческие отношения. Перед лицом технического прогресса мы живем в смешении изумления и тревоги, надежды и страха. Разрешение проблем, стоящих перед сегодняшним человечеством возможно лишь при условии ясного осмысления триады «Бог-мир-человек», где мир должен пониматься как природный, космический и социальный, а человек - как природное и трансцендирующее существо. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 289. Сочинения: От Гегеля к Ницше: Революционный перелом в мышлении XIX века. СПб., 2002; Kierkegaard und Nietzsche. Oder philosophische und theologische uberwindung des Nihilismus. Fr./M., 1933; Gott, Mensch und Welt in der Metaphysik von Descartes bis zu Nietzsche. Gottingen, 1967; Samtliche Schriften. Bd. 1-9. Stuttgart, 1981; Lutz B. (Hg.) Der Mensch inmitten der Geschichte: Philos. Bilanz des 20 Jr. Stuttgard, 1990; Reisetagebuch 1936 und 1941: Von Rom nach Sendai. Von Japan nach Amerika, Marhach, 2001.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Германии (биографический указатель). Сочинения:Sämtliche Werke, Bd. 1–9. Stuttg., 1981–88; Mein Leben in Deutschland vor und nach 1933. Stuttg., 1986; Der Mensch inmitten der Geschichte. Philosophische Bilanz des 20. Jahrhunderts. Stuttg., 1990.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |