Лопатин, Лев Михайлович |
|
1855–1920 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Лев Михайлович Лопатин
Лопатин Лев Михайлович (1855 - 1920), философ спиритуалистического направления, преимущественно психолог. Родился в 1855 г.; окончил Московский университет. Состоит профессором Московского университета и высших женских курсов, председателем московского психологического общества и редактором журнала общества "Вопросы философии и психологии". Во всех своих работах Лопатин энергично настаивает на необходимости умозрительного начала во всяком цельном миросозерцании. Эмпирический принцип, раскрытый до конца, не опирающийся на умозрение, приводит к неизбежному отрицанию знания и скептицизму. Нельзя искать основ для выработки миросозерцания и в одной только вере, так как, отказываясь от умозрения в принципе, она постоянно исходит из него в действительности. Умозрительная философия есть знание действительных вещей в их началах и конечном назначении. Для возможности метафизических построений вопрос о законе причинности должен иметь решающее значение. Этот закон, именно в том коренном значении, которое он имеет для всякой непосредственной деятельности разума, то есть как требование производящей или творческой причинности, получает действительное удовлетворение только в спиритуалистическом миросозерцании. Обзор умозрительных понятий о действительности приводит Лопатина к системе конкретного спиритуализма или к психологической метафизике. Предполагая для явлений духа субстанцию, свойства которой существенно отличны от того, что непосредственно дано в этих явлениях, то есть субстанцию трансцендентную, мы создаем понятие бесплодное и противоречивое. Если же, отбросив всякую субстанцию, мы начинаем смотреть на душевную жизнь как на последовательность абсолютных состояний (точка зрения "феноменизма"), мы получаем такое представление о душе, которое глубоко расходится с ее основными признаками и ведет к неустранимым внутренним противоречиям. Выход отсюда один: субстанция души не трансцендентна, а имманентна своим явлениям, то есть она открывает или проявляет себя и свою природу в наших душевных состояниях. Явления духа должны быть не только показателями, но и прямою реализациею его существа. Исходя из понятия о душе, как производящей причине, Лопатин пытается защищать принцип свободы воли на психологической почве (умеренный индетерминизм). В вопросе о существовании мирового порядка Лопатин примыкает к Лейбницевой монадологии. - Все работы Лопатина тщательно продуманы и отличаются обстоятельностью аргументации, при простом и одушевленном изложении. Главные сочинения: "Положительные задачи философии", "Философские характеристики и речи", "Неотложные задачи современной мысли.// Вопросы философии и психологии". Использованы материалы сайта http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?sait=3&id=4399
Другие биографические материалы:Зеньковский В. Философ и психолог (Большая энциклопедия русского народа). Абушенко В.Л. Русский философ (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998). Борисова И.В. Автор «системы конкретного спиритуализма» (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010). Авдеева Л. Р. Философ и общественный деятель (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014). Кондаков И.М. Решающее значение придавал воле (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007). В психологии Лопатин — сторонник метода самонаблюдения (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983). Классиками считал Спинозу и Гегеля (Энциклопедия "Мир вокруг нас"). Далее читайте:Л. М. Лопатин. Математика и метафизика. Публикация и составление В. И. Чернышева; примечания Н. П. Ильина. Л. М. Лопатин. Сомнение, достоверность и творчество. Из «Положительных задач философии». Публикация, составление и примечания Н. П. Ильина. Николай Ильин. Дух как союзник души. К 150-летию со дня рождения Л. М. Лопатина. Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Сочинения:Опытное знание и философия // Русская мысль. 1881. Кн. 5, 9; Вера и знание // Там же. 1883 Кн. 9; Положительные задачи философии. Ч. 1. Область умозрительных вопросов. М., 1886; Нравственное учение Шопенгауэра // Труды Московского психологического общества. Вып. 1. М., 1888; История древней философии. М., 1888; Вопрос о свободе воли. М., 1889; Критика эмпирических начал нравственности // Вопросы философии и психологии. 1890. Кн. 3; Нравственное учение Канта // Там же. 1890. Кн. 4; Понятие о душе по данным внутреннего опыта // Вопросы философии и психологии. 1896 Кн. 32; Спиритуализм как психологическая гипотеза // Там же. 1897. Кн. 38; История древней философии. М., 1901; Психология. М., 1902; Научное мировоззрение и философия // Вопросы философии и психологии. 1903. Кн. 69(4), 70(5); 1904. Кн. 71(1); История новой философии. Ч. 1: От эпохи Возрождения до Канта. М., 1905; Князь С. Н. Трубецкой и его общее философское миросозерцание. М., 1906; Настоящее и будущее философии. М., 1910; Философские характеристики и речи. М., 1911; Положительные задачи философии. Ч. 1—2. Изд. 2-е. М., 1911; Лекции по истории новой философии. Ч. 1. М., 1914; Неотложные задачи современной мысли // Вопросы философии и психологии. Кн. 136. 1917; Аксиомы философии. М., 1996. Литература:Рубинштейн М.М. Очерк конкретного спиритуализма Л.М.Лопатина. – Логос, 1911–1912, кн. 2–3 Огнев А.И. Лев Михайлович Лопатин. Пг., 1922. Зеньковский В. 8. История русской философии Л., 1991 Т. 2, ч. 1. С. 192-205; Ермишин О. Т. JI. М. Лопатин против В. С. Соловьева (к истории одного спора) // История философии 1999. № 4; Лев Михайлович Лопатин (С ер. «Философия России первой половины XX века»), М.. 2013. Идеалистическая диалектика в XX столетии: Критика .мировоззренческих основ немарксистской диалектики / А. С. Богомолов, П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов и др. М.: Политиздат, 1987; Ждан А. Н. История психологии. М.: Изд- во МГУ, 1990; Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996; Кондаков И. М. Лев Михайлович Лопатин: психолог сверхчувственных миров // Выдающиеся психологи Москвы / Под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Ярошевского. М.: ПИ РАО, МОПК, 1997.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |